Как туристический бизнес Казахстана воскресает после пандемии и что ему мешает
В Казахстане с начала года начали взимать взнос с иностранных туристов bed tax в размере 1-5% от стоимости пребывания. По-другому bed tax называют ещё курортным сбором. Деньги должны отправляться в бюджет государства и затем тратиться на улучшение туристического имиджа страны.
Внедрение нового сбора в туриндустрии обсуждается на протяжении нескольких лет. Ещё в 2018 году Kazakh tourism (дочернее предприятие Минкультуры и спорта) инициировал внедрение в жизнь по сути туристического налога. И тогда, накануне пандемии, игроки отечественной туриндустрии высказывали сомнения в необходимости внедрения сбора. Спустя почти пять лет такой сбор "сверху" всё-таки утвердили. В Алматы сбор утвердили на максимальном уровне – 5%, в казахстанской столице этот сбор (и тоже 5%) будут взимать пока только в первом полугодии 2023 года.
Председатель Комитета туристической отрасли, член президиума Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Юлия Якупбаева рассказала Informburo.kz, почему предприниматели вновь выступают против решения властей обложить иностранцев курортным сбором.
– Юлия Константиновна, почему вокруг bed tax возник такой ажиотаж?
– С 1 января 2023 года иностранные туристы при проживании в гостиницах и прочих местах размещения начали платить дополнительные 5%. При этом куда и как будут расходоваться эти средства, какой орган будет это контролировать, так и остаётся для казахстанского бизнеса загадкой.
Предполагалось, что собранные средства должны идти на развитие туристической инфраструктуры региона, на проведение мероприятий, способствующих привлечению туристов в регион, но в законодательстве прямо это не отражено.
По данным Бюро национальной статистики, в Алматы отели загружены в среднем на 42,2%. При этом среди посетителей гостиниц Алматы 74,5% – резиденты, 25,4% – нерезиденты Казахстана.
– Как отельный бизнес и НПП "Атамекен" отреагировали на введение этого взноса? Обсуждался ли вопрос с предпринимателями?
– Вопрос обсуждается уже несколько лет. Но бизнес, как и раньше, считает внедрение bed taх преждевременной мерой. Для внедрения подобных практик должны быть серьёзные предпосылки. Например, устойчивый рост турпотока в течение нескольких лет, перенастройка на более высокий чек.
Мы не можем себя пока сравнить с Турцией по количеству иностранных туристов, но даже там установлена ставка 2%. Италия, которая является одним из мировых центров туризма, внедрила фиксированную ставку – 5 евро (около двух тысяч тенге). А у нас, напомню, 5%.
Возникают неясности с целевым отслеживанием этих средств на стороне акимата и с отражением в бухгалтерском и налоговом учёте самих гостиниц. Непонятно, например, взимать ли эту сумму со всех иностранцев, в том числе приехавших в командировку, или только с туристов.
В мировой практике такие спорные проекты, как правило, начинаются с "пилота" в каком-то регионе, чтобы обкатать схему, понять её минусы и плюсы. У нас "пилот" не проводился.
Мы как НПП "Атамекен", предприниматели самостоятельно и через ассоциации выразили свое несогласие с действующим механизмом уплаты взноса, направили открытое обращение премьер-министру РК с просьбой отложить внедрение туристского взноса до 2024 года. Ответ пока пришёл только от уполномоченного органа. Суть такая: ничего менять не будем.
– Почему государство решило внедрить взнос именно с 2023 года?
– В качестве аргумента к введению взноса была взята статистика 2022 года в сравнении с пандемийным 2021 годом, когда границы были закрыты ввиду карантина. Такой расчёт некорректен и нелогичен.
– Почему именно гостиницы были выбраны в качестве операторов взноса?
– Гостиницы определены как "точка входа", поскольку туристом у нас признаётся лицо, посещающее страну (место) временного пребывания и осуществляющее не менее одной ночёвки в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью. То есть ночёвки удобнее считать именно на стороне гостиниц.
– Сколько отелей и других мест размещения в Казахстане? Есть ли какие-то данные по рентабельности этого бизнеса?
– Согласно данным Бюро национальной статистики, в январе-сентябре 2022 года в стране функционировало 3965 мест размещения. Из них 2294 гостиницы и 96 хостелов. Согласно данным Казахстанской туристической ассоциации, сегодня в стране также имеется около 200 гостевых домов.
В 2022 года количество мест размещения по сравнению с 2021 годом увеличилось на 7,5%.
Рентабельность определяется рядом факторов. Например, сезонность и заполняемость. К примеру, в крупных городах Казахстана заполняемость гостиниц обеспечивается в основном за счёт лиц, прибывших в командировку: по работе, на форумы, выставки, переговоры, деловые встречи.
В курортных зонах всё иначе. Гости приезжают целенаправленно на отдых, но в сезон цены и заполняемость выше, в "не сезон" – существенно ниже.
Средняя заполняемость всё ещё невысокая – на уровне 24,5%.
– Существует ли какая-то концепция развития отельного бизнеса в Казахстане? Или всё происходит стихийно?
– На сегодняшний день какого-либо программного документа по развитию отельного бизнеса у нас нет. Есть отдельные меры государственной поддержки. К примеру, в рамках национального проекта по развитию предпринимательства можно получить возмещение части затрат за строительство туристического объекта. Главное условие – наличие проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу и акта ввода в эксплуатацию, мера распространяется только на новые объекты. Также можно получить льготные кредиты в рамках дорожной карты бизнеса или "экономики простых вещей".
– Каков уровень сервиса в отелях и хостелах? Соответствуют ли казахстанские отели тем звёздам, которые у них есть и которые присваиваются в мире?
– Вопрос сертификации гостиниц на предмет звёздности очень "бородатый". Мы неоднократно обсуждали с участием рынка и регулятора варианты стандартов и классификации – от классической звёздности и китайского 5A до национального стандарта, но вопрос пока не решён.
Анализ структуры мест проживания в РК показывает, что классифицируемые гостиницы занимают лишь 3,3% всего рынка (по данным Бюро нацстатистики). Причина – действующее регулирование гостиничной сферы. В республике действуют межгосударственные и национальные стандарты по классификации гостиниц и отелей. Однако, в соответствии с Законом РК "О техническом регулировании", требования к гостиничным услугам не являются обязательными. Таким образом, Правила классификации мест размещения, утверждённые ещё в 2008 году, носят рекомендательный характер.
Кроме того, при сертификации гостиниц на предмет звёздности, проверка соответствия проводится единовременно при подаче заявления, и в дальнейшем мониторинг на предмет соответствия присвоенной категории не проводится.
Оставим за скобками сетевые отели с мировым именем. У них есть свои внутренние стандарты, и они их соблюдают. Но проблема качества сервиса в целом стоит достаточно остро, и связана она не только со стандартами, но и с вопросом подготовки кадров.
– Какого рода поддержка необходима отельному бизнесу?
– Казахстан – большая страна. В турпакете даже внутреннего туриста большую долю расходов занимает логистика. Поэтому рынок был бы благодарен государству за любые субсидирующие логистику меры.
В прошлом году пилотировалась субсидия для детей (Kids go free). "Пилот" не был успешным. Надеемся, условия в этом году будут улучшены. Но это единственный пример господдержки целой отрасли в Казахстане.
При этом в международной практике есть примеры транспортных субсидий поездок на поездах (например, в Германии). В Российской Федерации в 2021 году действовала и хорошо себя показала практика туристического кэшбэка для стимулирования граждан к путешествиям вне туристического сезона и повышения заполняемости отелей.
Местам размещения, которые находятся вне крупных населённых пунктов, требуется помощь с инфраструктурой. Боль многих курортных зон – подъезд (последняя миля), электроснабжение, водоснабжение, вывоз мусора и канализация.
Можно ещё вспомнить опыт Турции по предоставлению льготных кредитов на длительный срок. Там государство субсидирует часть затрат на коммунальные услуги. Учитывая раннее наступление холодов и длину туристического сезона, было бы неплохо предоставлять такую помощь и казахстанским гостиницам.
Мы считаем, казахстанскому туризму и местам размещения требуется поддержка, а не дополнительный налог. Нельзя забывать, что развитие туризма в регионе создаёт новые рабочие места.
Стимулируя отрасль, государство получит больше пользы, нежели создавая необоснованный налоговый барьер, который усложняет ведение отельного бизнеса.