Как СМИ в Казахстане строят работу своих команд. Пример финансового отдела Nur.kz
Рубрика "Финансы" на портале NUR.KZ держит читателей в курсе финансовой жизни Казахстана. С её помощью жители осведомлены об изменении курса валюты, стоимости продуктов, жилья, образования, налогах и многом другом. Руководитель рубрики "Финансы" Екатерина Сохарева подробно рассказала, кто работает над рубрикой, как создаются статьи и откуда берутся идеи.
– Сколько человек работает над финансовой рубрикой?
– Над рубрикой "Финансы" работает три человека. Также здесь публикуются статьи по теме от других журналистов NUR.KZ.
– Есть ли деление на команды?
– У каждого есть свои обязанности. Марк Мауленкулов пишет не новостные, но актуальные статьи на различные финансовые темы. Среди них обязательно присутствуют прикладные материалы про инвестиции и криптовалюту. Эти же темы стали центральными в нашем новом Telegram-канале "НурФин", который также ведёт Марк.
Илья Манаев – редактор финансовых новостей. Он агрегирует новости, которые большей частью касаются личных финансов. Это рост цен, изменения в банковской, пенсионной и других сферах. Нередко в "Финансах" мы освещаем и подобные новости в других странах.
Я, Екатерина Сохарева, пишу не новостные и новостные материалы, в целом выстраиваю работу рубрики, слежу за наполненностью разделов и так далее.
– Как происходит работа в целом, от придумывания идеи статьи и до её реализации?
– Это большой и трудоёмкий процесс. Иногда сложнее всего именно придумать тему для не новостного материала. В этом случае мы смотрим на то, что происходит в стране. Продолжаем анализировать информацию, опубликованную в новостях, изучаем популярные среди населения проблемы. Для этого может быть, например, использован портал, где пользователи оставляют вопросы и жалобы для Минтруда. В том числе мы учитываем вопросы, пожелания и истории читателей, которые они оставляют в комментариях к статьям или присылают на почту редакции. Далее определяемся с темой, собираем всю необходимую информацию и пишем материал.
– Как удаётся стабильно выпускать свежие новости, чтобы они были интересны и актуальны читателям?
– С финансовыми новостями ситуация другая – или они есть, или их нет. То есть постоянно ведётся мониторинг почты, а также целого списка первоисточников (сайтов пресс-служб и информационных порталов различных ведомств, компаний и организаций). Также мы смотрим на изменения в различных законах и постановлениях, изучаем статистические отчёты и так далее. При этом, конечно, ориентируемся на интересы читателей и актуальность новостей.
– Откуда берутся идеи для новых статей? За новые идеи отвечает специальный человек или отдельная команда?
– За идеи и темы для статей отвечают все три редактора. Если идея возникает, мы её обсуждаем и делимся друг с другом. Например, я подумала, что было бы неплохо написать статью про то, как научиться покупать и продавать акции с помощью демо-счёта. Марку тем временем нужно написать статью про инвестирование. Я ему отдаю эту тему, а сама принимаюсь за другую, свою или внесённую в нашу таблицу также кем-то другим из редакторов. Или Илья пишет новость, которая навевает мысль о написании более глобального материала. Он также передает эту задумку нам. А мы с Марком в свою очередь в поисках материалов для статей можем найти какие-либо интересные новости, которые тут же отправляются к Илье.
– Есть ли график выпуска статей?
– Да, в течение дня мы публикуем 3-4 не новостных материала и 4-8 новостных.
– Как происходит работа разделов "Курс валют" и "Наличные курсы"?
– Новости из серий "Наличные курсы валют" и "Курсы криптовалют" – это уникальные материалы, которые создаются автоматически на основе данных Национального банка Республики Казахстан, казахстанских банков второго уровня и обменных пунктов, а также блокчейн-экосистем. В результате нам остаётся только опубликовать статью сразу после её автоматического создания.
Но присутствие человека всё равно есть. Как минимум нужно проверить, всё ли нормально в самих данных. Например, когда курс доллара резко вырос, некоторые обменники перестали совершать с ним операции и устанавливать курс доллара. В нашей автоматической статье в результате высвечивались нули, в том числе в информации про лучшие курсы продажи доллара. В таких случаях нужно было удалять и редактировать некоторые данные.
За выход автоматизированных статей про курсы валют и криптовалют отвечаю я и Марк в моё отсутствие.
– Расскажите о преимуществах и удобствах разделов "Курс валют" и "Наличные курсы".
– Преимущество и удобство автоматизированных статей про курсы валют и криптовалют в том, что на создание и публикацию каждой из них уходит по минуте. В результате на нашем сайте есть ещё две актуальные новости.
– Какое будущее у рубрики о финансах? Что планируется, какие обновления и нововведения ожидать в ближайшее время?
– В наших планах развитие рубрики и увеличение объёма интересных новостей.
Как я уже говорила, у нас также есть Telegram-канал "НурФин", который мы запустили совсем недавно. Сейчас он активно развивается. Там мы публикуем новости об инвестициях, криптовалюте и других изменениях на финансовом рынке, проводим опросы и в целом поддерживаем связь с читателями.
– Какая основная цель "Рейтинга Нурфин"? Какую информацию хотите донести читателям, составляя все эти рейтинги?
– Раздел "Рейтинг Нурфин" – это помощник для потребителя. В опубликованных в нём статьях мы показываем, что цены на аналогичные товары и услуги могут значительно отличаться в разных магазинах и компаниях. Также мы сравниваем ассортимент, качество обслуживания, соответствие каким-то нормам и многое другое. Например, возле условного потребителя есть несколько продуктовых магазинов. Наверняка, он пойдёт и купит нужный ему продукт там, где он стоит дешевле. То есть он уже составил свой рейтинг – обошёл все эти магазины и выявил для себя самый выгодный. Мы делаем эту работу за него.
– Что конкретно проверяете для составления рейтингов? Это определенная категория мест, организаций, услуг или проверяете всё, где фигурируют финансы?
– Мы проводим рейтинги относительно часто – раз в неделю, поэтому стараемся ничем не ограничиваться. По этой причине нашей проверке могут быть подвергнуты все отрасли, где нужно платить, покупать, вкладывать деньги, получать дополнительный доход и так далее. Но здесь также играет роль интерес читателя, который является простым потребителем, и актуальность темы.
– Какие данные используются для написания статей?
– Мы используем данные, полученные непосредственно от компаний, которые были выбраны участниками рейтинга. Источниками являются их официальные сайты, информация, полученная в их физических отделениях, от менеджеров и других представителей.
– Кто и как проводит исследования, результаты которых используете в работе?
– Журналисты рубрики "Финансы" самостоятельно придумывают темы рейтингов, собирают информацию, проводят исследования и создают на их основе материалы, публикуемые в разделе. В зависимости от наличия идеи и времени этим может заняться любой журналист, занятый не на новостях, то есть я или Марк Мауленкулов.
Екатерина Сохарева приоткрыла занавес рабочего процесса финансовой рубрики NUR.KZ. Благодаря её работе, а также Марка Мауленкулова и Ильи Манаева читатели получают свежие данные о курсах валют и криптовалют, инвестициях, росте или снижении цен, изменениях в банковской, пенсионной и других сферах.