Ижи Урбанец: Компания SANTO добилась успеха – важно его удержать
Генеральный директор фармацевтической компании SANTO Ижи Урбанец в интервью Informburo.kz рассказывает о развитии казахстанского фармацевтического рынка, достижениях компании за 2018 год и планах на будущее
– Господин Урбанец, расскажите об успехах SANTO за год. Чего удалось достичь?
– SANTO постоянно развивается. В 2011 году, до прихода польского инвестора, завод АО "Химфарм" был казахстанской компанией. Ему требовалась модернизация, новые технологии и продукты. С тех пор произошли значительные перемены. В первую очередь изменился портфель продуктов. Мы избавились от несовременных препаратов и стандартов производства. Внедрили новые европейские технологии производства и контроля качества, Это непростой, долгий процесс. Новые препараты нельзя было производить на старом оборудовании, без соблюдения стандартов GMP. Мы начали внедрять стандарты GMP на всех этапах производства – от сырья до конечного продукта.
SANTO была первой фармацевтической компанией в Казахстане, получившей сертификаты GMP. Теперь соответствие этому стандарту стало обязательным для всех, но в то время это было большим достижением.
Читайте также:
Смотри на упаковке: Что такое GMP и зачем обращать на это внимание при покупке лекарств?С точки зрения развития бизнес-модели успехи тоже значительные. Доходы с продаж с 2011 года увеличились с 12 млрд тенге до 30 млрд. Значительный рост наблюдается в последние три года – доход вырос в 2 раза – с 15 млрд до 30. Мы завоевали сильную позицию на рынке: SANTO – флагман фармацевтической промышленности Казахстана.
За восемь месяцев 2018 года компания SANTO получила лидерство на рынке в госпитальном канале. На втором месте по этому показателю находится компания "Нобел АФФ". Отечественный рынок развивается: две крупных отечественные компании покрывают значительную часть потребностей в лекарственных средствах.
Мы добились результатов, о которых мечтали. Теперь наступил другой важный этап – удержать этот успех. Это большая ответственность, на нас равняются другие компании, изучают наш опыт.
Я уже упомянул об увеличении дохода, но денежный показатель не так важен для нас, как увеличение объёмов производства. Если в 2015 году на заводе выпускали 50 млн упаковок, то в этом году – 63. До конца года планируем поднять цифру до 72 млн. Чтобы поддерживать эти мощности, нужно будет нанять около 150 новых сотрудников.
Главное отличие SANTO от конкурентов в том, что мы не только производим лекарства, а разрабатываем их. У нас есть квалифицированный отдел разработки новых препаратов, где работает более 30 человек. В ближайшие пять лет SANTO планирует запустить 50 новых препаратов. Нам важно не только инвестировать в развитие производства, но и создавать интеллектуальный потенциал страны.
– Президент Нурсултан Назарбаев дал поручение, чтобы 50% лекарственных средств, которые закупает государство, были произведены в Казахстане. Удалось ли приблизиться к этому показателю?
– Доля отечественных фармпроизводителей на рынке растёт каждый год. В денежном измерении за последние три года она выросла с 8,4 до 14%. Если считать в упаковках, казахстанские производители обеспечивают около 32%. Из них 30% (треть) производит SANTO. Такой рост обеспечивается в основном за счёт производства генериков.
Читайте также:
Доктор Луи Бун: Нет причин беспокоиться о безопасности биосимиляров– Порой складывается впечатление, что процесс приобретения лекарств в канале госзакупок в стране довольно коррупционный. Так ли это?
– Есть разные мнения по поводу коррупционных схем, но SANTO как часть европейской Группы Polpharma работает по стандартам европейского Кодекса этики. Взятки и даже символические подарки в виде шоколадок исключены. За остальные компании на рынке говорить не могу. Знаю, что Министерство здравоохранения проделало большую работу, чтобы сделать процесс гос.закупок более прозрачным. СК-Фармация, как единый дистрибьютор, например, внедрили систему электронного закупа. Это большое достижение, способствующее прозрачности системы.
– Господин Урбанец, расскажите об экспорте продукции SANTO. В какие страны вы поставляете лекарства, какие есть перспективы?
– Один из самых перспективных рынков для нас сейчас – Кыргызстан. Большие ожидания, новые контракты, переговоры с государством. Хотим войти в первую тройку поставщиков. Мы потеряли Туркменистан, к сожалению. Закрыли офис. Но начинаем новый этап, теперь делаем ставку на локальных партнёров в этой стране.
Хорошо идёт экспорт в Монголию. В этом году прибыль от экспорта в Монголию составила 1 млн долларов.
Также мы работаем с Таджикистаном. Небольшие объёмы, но работа идёт. К сожалению, нам пока не удаётся добиться успеха в Узбекистане. Там крупная местная отрасль, и при этом нет строгих требований к GMP-сертификации. Выйти на этот рынок можно, но сложно конкурировать с местными производителями, у которых цены ниже.
Ещё у меня есть мечта: чтобы SANTO хотя бы один продукт поставлял в Европу. Но для этого нужна европейская сертификация. Мы начинаем постепенно вводить несколько препаратов в Украину. После этого будем рассматривать Болгарию, Румынию. Позже, возможно, выйдем на польский рынок. Важно, что ни один завод в СНГ не экспортирует продукцию на Запад. Мы хотим, чтобы SANTO стал первым.
– А какие препараты вы собираетесь экспортировать в Европу?
– Мукалтин, антибиотик цефтриаксон, противотуберкулёзные препараты. Мы делаем большие ставки на мукалтин. Его часто не воспринимают всерьёз, а зря. Сырьё для мукалтина мы покупаем в Германии, оно GMP-сертифицировано. Упаковку производит австрийская компания в Польше из четырёхслойной бумаги. Этот препарат полностью соответствует GMP-стандартам. Чтобы выйти на европейский рынок, уже не нужно будет делать клинических испытаний, ведь это не новое лекарство. Его эффективность доказана.
– По данным аналитической компании RNC Pharma, SANTO принадлежит абсолютный рекорд по поставкам препаратов в Россию среди стран ЕАЭС. За год вы увеличили отгрузки туда в 20,5 раз. Что именно вы поставляете в Россию?
– В основном это противотуберкулёзные препараты. Для нас это большой объём, но для российского рынка – маленький. Мы зарабатываем там около 500 тысяч долларов. Зайти в Россию сложно – у них много своих производителей. В Казахстане есть единый дистрибьютор по закупке лекарственных средств – "СК-Фармация". В мире это распространённая практика: так государству удобнее структурировать эту сферу. В России же 60% закупок проходит через региональных дистрибьюторов, и только 40% – через центрального. Чтобы попасть на российский рынок, надо поучаствовать в тендерах во всех регионах – это большой объём работы. Мы ищем дополнительных партнёров, которые будут поставлять в тендеры наш продукт.
Читайте также:
"Друзья экономики": как фармацевтические предприятия влияют на развитие страны– Выступая с посланием 5 октября, Нурсултан Назарбаев сделал акцент на контроле качества товаров, от которых зависит здоровье людей. В первую очередь, конечно, это касается лекарств. Каким вы видите контроль качества?
– Главный контроль качества – наличие GMP-сертификатов, то есть контроль продуктов через Национальный центр экспертизы и сертификации. Но есть вопрос, как обезопасить рынок от подделок. На российском рынке, например, 30% продуктов – контрафакт. В Чехии есть практика сериализации: на каждой упаковке есть QR-код, упаковка должна иметь контроль вскрытия. Помимо упаковок у каждой серии препаратов, у каждой палеты тоже есть уникальный код. Дистрибьюторы и аптеки получают палеты и принимают препараты по этим кодам. Это борьба с контрафакцией. На мой взгляд, сериализация была бы хорошим подходом, который обеспечит стопроцентный контроль качества.
Читайте также:
Ижи Урбанец: SANTO не просто зарабатывает деньги – мы участвуем в развитии казахстанской экономики