Продолжение. См. начало:

Вадим Борейко: Сейчас перед экспертной общественной группой "Чистый воздух Алматы" стоит задача – предложить акимату несколько мер по улучшению ситуации с воздухом в городе, которые можно реализовать относительно быстро.

Ерлан Нурпеисов: Да, реальные мероприятия, которые дадут быстрые результаты.

В.Б. Давайте загибать пальцы.

Предложение первое: все автобусы должны быть экологически чистыми

Е.Н. Недавно аким говорил, что возобновляет закупку газовых автобусов. (12 апреля Бауыржан Байбек написал в Twitter о закупке 200 автобусов на газе. – Авт.). Если действительно так, то это нас только радует. И мы хотим, чтобы это было так. Раньше у нас было 1200 единиц общественного транспорта, теперь хотят довести до 6000, чтобы на него пересаживались с частных колёс. Я это только поддерживаю. Но давайте, чтобы эти шесть тысяч были экологически чистыми – либо электрическими, либо газовыми. И это быстрее надо делать, ведь век автобусов короткий. А уже в этом году мы видим, что автобусы, закупленные в 2018-м, начали дымить.

Предложение второе: стимулировать переход частных авто на газ

В.Б. Следующее предложение.

Е.Н. Стимулирование перехода большого парка частных автомобилей на газ. Заправок сегодня большое количество.

В.Б. Газовые заправки – сколько их?

Е.Н. По ГИСу (городской информационный сервис. – Авт.) я насчитал больше 40 пропан-бутановых, и есть 5 АГНКС (автоматизированные газонакопительные компрессорные станции. – Авт.), принадлежащих ТОО "АвтоГаз Алматы" (СП "КазТрансГаз Онемдери" и корейской компании). По плану Правительства, число АГНКС к 2022 году в Алматы должно составить 15 комплексов.

Количество газовых заправок постоянно растёт. Там, где возможно по санитарным нормам поставить бочку с газом (она стоит 15 с чем-то тысяч долларов), коммерсанты готовы делать это за свой счёт: они видят, что это перспективно, продажи газа растут, и предприниматели хотят на этом зарабатывать.

В.Б. А их можно рядом с АЗС располагать?

Е.Н. Точно не помню, но, кажется, расстояние должно быть не меньше 30 метров: это такие заправки, где есть колонки с дизелем, бензином, и в стороне – бочка с газом. Либо это может быть отдельная заправка просто газом, отстоящая от жилья на 300 м и от предприятий на 100 м. Кстати, в Европе эти нормы значительно комфортнее. Здесь есть повод, чтобы пересмотреть наши нормативы, чтобы позволить городам выстроить инфраструктуру для газового транспорта: ну где в Алматы можно найти свободную площадь, чтобы в радиусе 300 метров не было жилья?

Предложение третье: ввести экосбор для въезжающего в город транспорта на бензине и дизтопливе

В.Б. Прежде чем перейти к очередной предлагаемой вами мере, давайте я первым произнесу страшное слово "экосбор".

Е.Н. Воздух – это общественный ресурс, и он ограничен. Оттого, насколько разумно мы его используем, зависит наше будущее: уничтожаем мы леса или, наоборот, их сажаем; сжигаем традиционные виды топлива или используем возобновляемые источники энергии.

Поэтому я предлагаю в городе Алматы, окружённом с трёх сторон горами, что приводит к минимальной циркуляции воздушных потоков, рассматривать воздух как крайне ограниченный ресурс.

А мы сегодня эксплуатируем его больше, чем на 100%: это видно по утреннему остаточному смогу, от которого за ночь город не способен избавиться. Мы дышим отвратительным воздухом, это все признают. Как-то я проводил в "Фейсбуке" социологическое мини-исследование: просил написать, у кого в семье есть аллергики. Люди писали: мы три года назад приехали из благополучных городов, у нас не было аллергии, а здесь появилась. И вышло, что более чем в половине семей есть страдающие аллергией.

Моё предложение такое. Машины – въезжающие в город из области или проезжающие транзитом – потребляют наш ресурс воздуха. Я считаю, что, с точки зрения справедливости, решение вопроса очевидно: вы прибываете в Алматы на неэкологичном автомобиле (электрические и газовые я здесь не рассматриваю), часто на старом, поэтому должны внести компенсацию в виде экосбора на въезде в город.

Сегодня замакима Ерлан Аукенов говорит, что въезд в город должен быть платным. Получается, акимат это уже поддержал. По его подсчётам, на это, возможно, потребуется пара лет.

В.Б. Давайте здесь притормозим. Впервые это предложение вы сделали 25 марта на заседании экспертной группы, где я тоже был. В тот же вечер я написал об этом в "Фейсбуке". Многие пользователи, даже единомышленники, восприняли вашу идею в штыки, расценили её как дискриминационную. Писали, что у жителей пригородных районов нет работы и они едут в мегаполис за куском хлеба. Что вы усугубляете их положение. Что машины многих жителей Наурызбайского района до сих имеют областную регистрацию и т.д. У нас ведь любое предложение, высказанное в соцсетях, их виртуальные жители порой воспринимают как решение акимата, вступившее в силу.

А Ерлан Аукенов заявил о платном въезде – наверное, по случайному совпадению – через два дня, 27 марта. Он не ссылался на группу "Чистый воздух Алматы" и пока не уточнял, что сбор будет взиматься в экологических целях.

Однако имейте в виду вот что. Не надо думать, что решение о платном въезде будет принято под аплодисменты. Наверняка оно не станет популярным и вызовет возмущение. И акимат всегда сможет сказать: а это общественники предложили, покажет на вас пальцем и канализирует лютую народную любовь в сторону экологических активистов. Переведёт стрелки на экспертную группу.

Вы не считаете ваше предложение несколько скороспелым и непродуманным?


Фото Дмитрия Каратеева

Е.Н. Чтобы сказать, скороспелое оно или нет, мне сейчас не хватает некоторых данных. В первую очередь – результатов исследования о влиянии смога на здоровье и смертность алматинцев. Когда нам меняют максимальную скорость на Аль-Фараби с 80 на 60 км/ч и говорят: это позволит сократить число жертв на дороге, скажем, в два раза, – то количество жизней, спасённых благодаря снижению загазованности воздуха, будет измеряться тысячами.

Я согласен, что эти меры непопулярны. Но ситуация чрезвычайная. Значит, экосбор будет оправданным.

Что касается дискриминации, я ведь предлагаю не всем закрыть бесплатный въезд. Если у вас электрическая машина или на газе, не старше определённого возраста, – то вы не должны платить, потому что наносите минимальный ущерб. Смысл экосбора в том, чтобы в город заезжали машины более или менее экологически чистые.

(После интервью Ерлан Нурпеисов разместил в "Фейсбуке" голосовалку за или против экосбора. В опросе участвовало более 500 человек, 72% высказались в пользу платного въезда, 28% не согласились. Правда, надо учесть, что среди респондентов наверняка большинство было жителей Алматы, а не области, поэтому опрос вряд ли можно считать репрезентативным. – Авт.)

В.Б. Мы же с вами понимаем, что в области в основном живут люди с гораздо меньшими доходами, чем у горожан. И они из Талгара и Иссыка едут сюда не от хорошей жизни, не за развлечениями (хотя и за ними тоже).

Е.Н. Во всём мире так: едут в города, чтобы зарабатывать. Но ведь я подчёркиваю: экосбор нужно брать и с городского автомобиля старше определённого возраста (возраст машин, не попадающих под экосбор, нужно внимательно продумать), если он не электрический и не на газе.

В.Б. Это существенное уточнение: нужно, чтобы непопулярность меры распределилась по возможности равномерно между горожанами и приезжими.

Сколько стоит перевести авто на газ и как исключить человеческий фактор

Е.Н. И важно, на что идут эти средства. Я хочу предложить акимату направить деньги от экосбора на стимулирование перевода транспорта на газ. Например, Министерство энергетики России (с которым я поддерживаю связь, и в октябре прошлого года на традиционной "энергетической неделе" в Москве выступал спикером на сессии по развитию газомоторного топлива) приняло программу дотации частным лицам, переводящим свои автомобили на газ: от 30 до 50%. Это же государственный подход. Почему мы не можем это делать в Казахстане?

В.Б. Сколько стоит перевести машину на газ?

Е.Н. В среднем – от 120 до 220 тысяч тенге, в зависимости от объёма двигателя. Давайте финансировать эти затраты.

В.Б. Ерлан, есть такой аспект. Вы же наверняка видели, какие у нас экопосты в предгорьях: квитанцию дают, только если попросишь, да и то не всегда. Ведь для многих это чуть ли не национальная идея – быть начальником шлагбаума. И где гарантия, что с такими нравами экосбор пойдёт по назначению?

Е.Н. Перед вами я общался с сотрудником департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции. Они вносят предложение, чтобы там на экопостах автоматизировать въезд и людей вообще убрать. Это стыд вообще для нас, когда такие вещи повсеместно происходят!

Но всё равно экосбор нужно вводить, чтобы государство стимулировало людей переводить автомобили на чистое топливо или люди избавлялись бы от старых машин.

Газ оказывает на атмосферу в несколько раз меньшее влияние, чем бензин и дизель. Представьте: если мы за три года переведём на газ хотя бы половину транспорта, на сколько процентов снизятся выбросы! Мы сразу же это почувствуем.

В.Б. Всё равно я за то, чтобы максимально просчитывать все возможные негативные последствия подобных шагов. Трафик из районов в город и без того огромный, а с появлением на трассах экологических ворот на Кульджинке, Капчагайской, Талгарской или Каменской трассах будут постоянные пробки.

Е.Н. Ну вы же были в Европе, видели, как машины проскакивают платные посты: плата снимается в автоматизированном режиме. Надо внедрять эти вещи: на дворе ХХI век, цифровизацию всего государства хотим сделать, а на Капчагайской платной трассе люди выкладывают видео с пробкой на пропускном пункте.

Предложение четвёртое: чётные и нечётные номера и дни недели

В.Б. А как вам такое предложение? Помню, давно, ещё в 2001 году, был в Женеве, и там по чётным дням недели разрешалось пользоваться машинами, номера которых оканчивались на чётную цифру, а по нечётным – на нечётную.

Е.Н. Если это будет касаться автомобилей на традиционном топливе, то станет ещё одним способом стимулировать водителей переходить на чистое топливо. Допустим, у вас семья из четырёх человек и один автомобиль, и большое неудобство через день менять машину на общественный транспорт, который пока неудовлетворительно организован – ещё нет тех обещанных 6000 автобусов. Поэтому человек подумает и скажет себе: ну 120 тысяч тенге я найду, чтобы переделать машину на газ и ездить на ней каждый день.


Фото Дмитрия Каратеева

Каждое правило необходимо обдумывать: к чему оно приведёт – только лишь к тотальному неудобству либо будет что-то стимулировать и уже завтра даст эффект? Если рассматривать во втором ключе – я за "правило чётных и нечётных".

Почему джип побеждает смарткар

В.Б. В чём ещё отличие европейских городов от наших – большое количество смарткаров, маленьких, маневренных и с низким расходом топлива. А у нас, если у человека нет джипа, его самооценка падает ниже ватерлинии.

Е.Н. Отчасти я с вами согласен. Но те времена, когда джип показывал, кто ты и что ты, во многом прошли. У нас стимул иметь джип не только в повышении самооценки. Во-первых, сравните среднее количество членов семьи в Европе и в Казахстане. К примеру, вся моя семья не влезет даже в трёхрядный джип. Во-вторых, качество дорог. В-третьих, джип – это полноприводная машина, а смарткар – переднеприводная. Но я даже на джипе несколько дней в году зимой не выезжаю на работу вовремя, потому что жду, когда дорогу почистят от гололедицы, посыплют песочком, либо она растает. По три-четыре часа сижу дома, чтобы не попасть в аварию, имея при этом машину с полным приводом. И последнее, алматинцы очень любят выезжать семьями на природу, на рыбалку и просто в гости в аул или другой город, а там, сами знаете, какие дороги.

Хватит ли газа?

В.Б. Я главную вещь не спросил: а на все ваши задумки газа хватит?

Е.Н. Сейчас у нас достаточно ограниченное количество газа поставляется на внутренний рынок. А прирост его реализации за два года составляет 65%, как недавно написал в своей статье министр энергетики Канат Бозумбаев. Я хочу, чтобы акимат и общественность Алматы поставили перед Правительством вопрос, чтобы для нашего города газ подавался бесперебойно и в полном объёме. Потому, что это вопрос экологической безопасности города.

Окончание здесь