4 августа аким столицы Алтай Кульгинов опубликовал пост о решении принять дизайн-код города. По его словам, дизайн-код представляет собой конструктор со всеми необходимыми решениями: соответствие архитектурному ансамблю, технологические решения по отделке фасадов ЖК, единая цветовая гамма, формирование стилистически единой, комфортной и безопасной городской среды, размещение рекламы в едином стиле и организация зон отдыха.

"В проекте детальной планировки (ПДП) мы закрепили данное направление – чтобы в районе (микрорайонах) обязательно были учебные заведения, детские сады, объекты "Доктор у дома", благоустроенные дворовые территории и другие важные социальные объекты", – отметил Алтай Кульгинов.  

К слову, в 2019 году столичные власти уже объявляли о принятии дизайн-кода. Но пока в облике столицы единой концепции застройки и оформления не наблюдается. О том, почему главный город страны выглядит столь эклектично, в интервью Informburo.kz рассказал бывший главный архитектор города Василий Филиппович Тоскин

Василий Тоскин с апреля 1984 по 2000 год был главным архитектором Целинограда и главным архитектором Целиноградской области, с 2001 по 2003 год работал заместителем главного архитектора Астаны. Тоскин – почётный архитектор Казахстана и академик Международной академии архитектуры.

Почётный архитектор Казахстана Василий Тоскин / Фото Informburo.kz

– Василий Филиппович, что вы думаете об очередной попытке ввести в столице дизайн-код? Верите ли, что он применим в наших условиях и будет работать?

 У меня к дизайн-коду отношение двоякое. Подход этот устарел, потому что любое жёсткое нормирование вредит. Всё зависит от профессионализма исполнителей и заказчиков. Сейчас город застраивают не архитекторы, а менеджеры.

Тут уместны слова Карла Маркса, который в своё время сказал: "Обеспечьте капиталу 10% прибыли – и он согласен на всякое применение, при 20% он становится оживлённым, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы".

Ситуация такова, что, к сожалению, превалирует коммерциализация строительства столицы. В таких условиях нивелируются профессиональные требования заказчика, то есть города, а принимаются во внимание лишь требования подрядчика.

Обратите внимание, что в новости о принятии дизайн-кода сказано, что для его обсуждения были приглашены строительные компании. А почему так? Во всем мире принято, что любое строительство начинается с архитектуры и обсуждать проект надо было с архитекторами. Например, в некоторых развитых странах запрещено одновременно заниматься проектной и строительной деятельностью, и это правильно. Мы же любим ссылаться на американцев, так вот у них есть поговорка, смысл которой в том, что "строитель живёт с воровства". У нас такие же люди.  

Важно понять, что никакой дизайн-код не изменит и не улучшит развитие архитектуры. Потому что не дизайн-код определяет отношение к архитектуре, а вообще организация этой работы.

Данный дизайн-код – не первый нормативный документ в этой области и не последний, я думаю. Кто сказал, что нормативные документы, существовавшие до этого, уступали в чём то дизайн-коду? Просто их надо было соблюдать.

В новом дизайн-коде говорится, что теперь при строительстве ЖК рядом должны быть детсады и школы. Все ПДП, которые я проектировал, имели садики и школы, но потом находились какие-то пути для того, чтобы их там не было. Опять засилье коммерческой стороны.   

Вид на Левый берег Нур-Султана

– Что, на ваш взгляд, происходит в последние годы с застройкой столицы?

 У "дирижёра", главного архитектора города, должен быть "оркестр" профессионалов. Архитекторы отстранены от непосредственного влияния на архитектуру. То есть автор проекта по закону не может ничего спросить с подрядчика. А это беда, я считаю, потому как нет более требовательного человека, чем автор проекта.

Городской архитектурой должен обязательно руководить профессионал-архитектор. Напомню, что архитектуре и медицине заочно не учат, и это не случайно.

Я посвятил городу 50 лет, и мне сложно на всё это смотреть.      

– Можете привести конкретные примеры того, как это всё выглядит на практике?

Есть важнейшая для города площадь перед "Хан Шатыром". С северной стороны было определено место под высотное здание в 21 этаж. Оно должно было фланкировать и задать площади масштаб. Объект соответствовал всем нормативам, был удостоен международной золотой медали и утверждён градостроительным советом. В любом городе построили бы такое здание и получили международную "фишку". Но вместо него появилось здание в семь этажей. Вроде бы ничего нормативно не нарушено, но площадь потеряла свой масштаб. Испортилась сама её концепция.  

Приведу ещё один пример несоблюдения генплана. Планировали построить высотное здание на пересечении важнейших улиц – Керей, Жанибек хандар и Кабанбай батыра. Объект должен был по диагонали перекликаться с другим высотным зданием, которое там стоит. Проект опять-таки принят градостроительным советом, то есть акиматом. Но в итоге вместо него поставили какой-то автоцентр. В принципе, как отдельное здание автоцентр мог быть, но не на этом месте.

Однажды меня привлекли для разработки генплана и проекта детальной планировки Аллеи тысячелетия – привокзальной площади у нового вокзала "Нурлы жол". Мы с институтом генлана разработали проект, создали высотность, определили структуру и масштаб площади. Везде растиражировали, доложили на всех уровнях и на всех уровнях его утвердили. Через некоторое время на месте высотного комплекса появляется автобусный парк. Ладно был бы он в виде высотного здания, но этого же нет. В итоге мы потеряли в данном случае угол и уровень площади как таковой.

Здания, что называется, должны держать определённое городское пространство, работать на него и быть местом притяжения. И когда мы нарушаем эту целостность, мы нарушаем структуру и гармонию всего города. Понимаете, что с этого всё и начинается – с отсутствия профессионального видения и дисциплины градостроительства.

– Как вы оцениваете внешний вид и качество строящихся жилых комплексов в столице?

 Казахи говорят: "Если хочешь прославиться, зажги степь" (показывает фото одного из городских ЖК с ярко красной и рыжей облицовкой). Вот взяли и "зажгли" степь. Что ярче, то лучше? Нет! Это дурновкусие. В первую очередь заказчика и проектировщика. Профессионал такого сделать не может. Это голый бизнес. Должен быть столичный уровень. Многие дома, строящиеся здесь, могут стоять в городах районного значения. Некоторые даже не должны быть в областных центрах.

Время пришло другое. Столица находится на плачевной стадии развития архитектуры. Пора задуматься и очень хорошо задуматься.  

– Если акимат по закону обяжет строительные компании придерживаться по дизайн-коду единого стиля и использовать строго определённые стройматериалы при облицовке зданий, то не ударит ли это по карману застройщиков и не отразится ли на стоимости жилья?

– По деньгам это никак не бьёт. Нет плохих материалов. Есть плохие исполнители, начиная от архитекторов и заканчивая строителями.

Нельзя и не нужно принимать закон, запрещающий применение тех или иных материалов. Однажды мне один из начальников сказал, что нельзя применять штукатурку! Штукатурка же бывает разная. Есть сотни её видов. К "отштукатуренным" городам относятся Москва, Питер, Рига, Вильнюс, Париж, Нижний Новгород, Венеция.

Чем, скажите мне, плох алюкобонд (многослойный облицовочный материал, состоящий из двух алюминиевых листов, между которыми находится запрессованный слой полимера или минерала. – Ред.)? Он работает на здании Минфина, так как применён профессионально. Каждый материал просто должен быть к месту.             

– Вы довольны тем, как выглядят сейчас спроектированные вами здания?

– Когда я вижу эту аляпистую рекламу на главном фасаде Дворца молодёжи "Жастар", это возмущает меня. Фасад гостиницы "Турист" по проспекту Республики, который три раза подряд в СССР признавался лучшим объектом года, изуродовали при существующем авторе. Понятно, что владелец думает о выгоде и творит, что хочет, но это же видят власти. И его же никто не остановил! Вот в чём дело!

Почётный архитектор Казахстана Василий Тоскин в 2017 году / Фото Informburo.kz

– Что, по-вашему, самое главное при строительстве города?

 Главное в развитии города – это его идея и идеология. Вот этой идеи я сейчас не вижу.

У столицы есть мощнейшая история, которую нужно учитывать, развивать и продолжать. Идея эта обязательно должна быть претенциозной, ясно воспринимаемой людьми. Судя же по той архитектуре, которую я вижу, это принцип заработать здесь и сейчас, а что будет завтра – неинтересно.

Особенно удручает фрагментарность застройки и благоустройства. Нет общей идеи, концепции и чётко управляемой профессиональной системы. А идея эта, между прочим, в головах представителей профессионального сообщества существует, и профессионалы её видят.

– Почему вас не приглашают в градостроительный совет?

 Последний раз я там был несколько лет назад. Мы тратили там бесплатно своё время, и не понимаю, кому мешали. Как мне кажется, мешали мы коммерсантам и непрофессионалам.

Понятно, что конечное решение принимает аким города, но на совете должна быть выработка профессиональных решений и повышение уровня архитектуры. А он вдруг не стал нужен.

Я не помню времён, когда акимы не встречались бы с архитекторами. И когда есть только чиновники в таком совете, это одно, а когда только чиновники-коммерсанты, строительство превращается в голый бизнес и затмевает профессионализм. Мне от этого грустно.

В столице есть сообщество архитекторов, которые обладает суммой знаний, но не имеют влияния в градостроительстве. Надо эти знания использовать, а не прятаться от них. Нужно в корне менять сам принцип управления архитектурой города – столицы государства. Туда тоже проникла сплошная коммерциализация. С архитекторами надо постоянно общаться. А у нас все сейчас разобщены и разобщены не по собственной воле.

Да, надо коммерческими делами заниматься, но если мы только в этом направлении будем двигаться, то в конечном итоге мы испортим город. Одной прибылью жив не будешь. Можно строить экономно, качественно и красиво.      


Читайте также: