Бесплатную школьную форму должно предоставить государство всем ученикам. Так считает Аружан Саин
Борьба с насилием, жестокостью, буллингом в казахстанском общества не возможна без реформирования системы образования. Об этом в интервью Informburo.kz рассказала общественный деятель, основатель добровольного общества "Милосердие" и бывший уполномоченный по правам детей Аружан Саин.
– Аружан, как вы считаете, почему в Казахстане так остро стоит проблема семейно-бытового насилия и буллинга?
– Личность человека, его мировоззрение и восприятие ценностей закладываются с самого маленького возраста. Дети, будучи отражением взрослых, воспринимают общество через призму поведения и ценностей окружающих. Уровень насилия в обществе тесно связан с уровнем образования и культуры.
В Казахстане ужесточили ответственность за насилие – это хорошо. Но без изучения корневых причин проявления насилия не достичь нужных результатов. Если уровень образования не будет повышаться, если не будет расти уровень воспитанности и культуры в обществе, тогда все усилия по преодолению последствий окажутся бесполезными.
Если взрослые в семье проявляют неуважительное отношение друг к другу, допускают оскорбления или насилие в отношении детей или супруга, для ребёнка такое поведение может стать нормой. И потом уже, когда он вырастает, объяснить, что так делать нельзя, ему очень тяжело, потому что это закладывается на неосознанном уровне. Если мы не имеем государственной системы, которая бы направляла все ресурсы на то, чтобы сформировать личность максимально целостно, в уважении к своим правам и правам других людей, тогда что мы можем требовать потом от взрослых, выросших в системе, которая не дала им элементарного понимания норм поведения?
Читайте также: Убийство Салтанат Нукеновой: Куандыку Бишимбаеву продлили арест
– Как вы считаете, какой должна быть государственная политика, чтобы дети росли добрыми и эмпатичными?
– Уровень образования в нашей стране, к сожалению, снизился. Этот факт подтверждается международными исследованиями, такими как PISA.
Из государственной системы ушёл компонент, касающийся воспитания. Дети в значительной степени предоставлены сами себе из-за занятости родителей на работе, а также из-за высокого процента разводов. Матери, воспитывающие детей в одиночку, сталкиваются с огромными трудностями, особенно в условиях, когда родители сами выросли в системе, не направленной на раскрытие человеческого потенциала и формирование уважения к правам и возможностям каждого индивида.
Необходимо работать над повышением качества образования. Это связано с тем, что чем выше уровень образования и базовых знаний, получаемых в школе, тем больше возможностей открывается перед ребёнком в выборе своего жизненного пути. Каждый ребёнок имеет мечты и индивидуальные способности, и рост образовательного уровня – ключевой фактор в реализации их потенциала в различных областях, будь то гуманитарные науки, технические, инженерные направления или связанные с природой, сельским хозяйством.
– В чём заключается задача системы образования?
– Задача системы образования – выявить способности каждого ребёнка и направить его по пути, который максимально раскроет его потенциал и таланты, начиная с младшей школы. Творчество и спорт весьма полезны для формирования личности, это доказали учёные. Дети, занимающиеся любимыми видами искусства и спорта, не только физически здоровы, но и более устойчивы морально.
Ребёнок не всегда может сразу осознать, чем он хочет заниматься в будущем: быть ему инженером или модельером. Поэтому в детстве важно не столько получить конкретные знания, сколько научиться получать и анализировать информацию, научиться трудиться ради достижения цели, используя свои сильные стороны. Спорт и творчество – естественный путь, по которому ребёнок может приобрести эти навыки.
Реформа ArtSport направлена на обеспечение равных прав для всех детей, позволяя им заниматься любимыми видами творчества и спорта за счёт средств бюджета. Ребёнок может реализовать свои мечты, несмотря на ограниченные доходы родителей. Программа также помогает детям находить единомышленников и друзей. И даже если в семье или школе ребёнка не очень понимают, то в секции или кружке есть наставник, близкие по духу ребята, что крайне важно для моральной устойчивости ребёнка.
Суть программы была в том, что государство гарантирует два кружка или секции для каждого ребёнка. Это позволяет ему заниматься спортом и творчеством. Такой подход не только заполняет дни ребёнка интересными занятиями, но и оставляет ему меньше времени для бесцельного времяпрепровождения на улице или в интернете.
Жаль, что реформа встречает со стороны чиновников столько противодействия. Например, приказом министра детям оставили всего один кружок или секцию.
– Объясните, пожалуйста, на примере, как увлечённость ребёнка его делом влияет на его отношения со сверстниками?
– Например, у нас есть Даурен, который становится лучшим футболистом и выигрывает много турниров вместе с командой. Сауле проявляет уникальные таланты в рисовании, превосходя всех в этом деле. Серёжа замечен в лёгкой атлетике, выполняет элементы, которые никто другой не может повторить. Есть также ребёнок, играющий на домбре, и без него не обходится ни один концерт.
В результате дети начинают уважать друг друга за труд и достижения. Они перестают оценивать друг друга по одежде или оценкам в учёбе. Вместо этого они понимают, что для достижения таких успехов в рисовании, танцах или футболе нужно приложить много усилий, так как сами трудятся на своих занятиях и тренировках.
Секции и кружки – не просто занятия, это мощная идеологическая платформа и государственная система, формирующая личность граждан. Это важный элемент образования, который помогает детям отличать добро от зла, развивать свои сильные стороны, уважать других и общаться с окружающими. Этот подход доказывает, что целью образования должно быть формирование качественного человеческого капитала, а не только передача знаний. Такой метод уже используется в Сингапуре и не только.
Читайте также: Какое наказание установят в Казахстане за буллинг детей и пропаганду самоубийства
Более того, я предлагаю государству взять на себя обеспечение детей качественной школьной формой. Это поможет решить не только проблему буллинга, но и проблемы миллионов семей, которые перед каждым учебным годом тратят деньги на форму, что на самом деле для большинства значительная статья расходов. В результате, даже если ребёнок из бедной семьи, он сможет быть уверенным в том, что его внешний вид не будет причиной для дискриминации со стороны сверстников.
Такая же важная реформа по школьному питанию, которую я предлагала. Можно много о ней сказать, но думаю, что каждый понимает, как важна для ребёнка еда, её содержание и качество. Ведь это единственный строительный материал для формирующегося организма. И формируются тело, внутренние органы, интеллект – только в детстве!
Государство должно рассматривать эти реформы не как "социалку" и "траты бюджета". Это – инвестиции в человеческий капитал и в экономику страны. Ведь чтобы накормить детей, одеть в форму, обеспечить кружки, нужно произвести вливания во внутреннее производство, сельское хозяйство, лёгкую промышленность, логистику. Это создание миллионов рабочих мест для взрослых. Все эти деньги, вложенные в обеспечение питанием, формой, кружками, вернутся в бюджет в гораздо больших размерах в виде тех же налоговых поступлений. Эти реформы, на мой взгляд, и есть тот Новый Казахстан, который почувствует каждый гражданин. Более того, это снижение социального напряжения и национальная безопасность страны сегодня и в будущем.
– Возвращаясь к теме насилия, чтобы с малых лет воспитывать более гуманное поколение, нужно ли в школах вводить классные часы или же отдельный блок дисциплин, где будут рассказывать о том, что нужно уважать чужие границы и что насилие – это неприемлемо?
– Деньги, которые каждое государство вкладывает в образование детей, играют важную роль в формировании социальной среды. При обосновании реформ, включая обсуждение с главой государства, я использовала множество исследований и проводила анализ. Одной из важных заключительных точек стало то, что чем больше государство инвестирует в образование детей, тем ниже уровень преступности и суицидов в стране. Эти явления имеют прямую зависимость от объёма финансирования образования.
В странах ОЭСР понятие образования включает в себя не только науку, как это принято в наших школах, где обучение сводится к чтению, письму, математике и другим предметам, но и искусство и спорт. Это означает внедрение творчества, спорта и базового научного образования в обучение, что лишь подчёркивает общественную значимость инвестиций в образование для создания более безопасной и здоровой социальной среды.
– Как быть, если в школе обстановка комфортная, но у ребёнка проблемы дома?
– С насилием нужно бороться безоговорочно, и детям необходима поддержка. Уверяю вас, когда то, о чём я говорю, станет реальностью, это принесёт плоды через несколько лет. Следующее поколение, получив все условия для полноценного развития личности, гражданина и человека, окажется на высоком уровне. Такие аспекты, как искусство и спорт, касаются всех детей, независимо от социального статуса семьи.
Даже если не всё идеально в семье, важно, чтобы у ребёнка была возможность проводить меньше времени дома. Школа, секция или кружок создают среду, где ребёнок может развиваться. Он приходит домой, ужинает, делает уроки и засыпает. Присутствие педагогов, тренеров, команды, где у всех общая цель, положительно влияет на формирование личности. Даже если родители не всегда понимают ребёнка, создание государственной системы с поддерживающими и вдохновляющими взрослыми (в лице учителей, тренеров) крайне важно.
Я хочу подчеркнуть ключевую роль тренеров, педагогов и друзей в жизни ребёнка. В их обществе формируется настоящая команда, где не руководствуются принципом "давайте что-то разрушим", а напротив, все усилия направлены на созидание. Это спасает детей.
Мы часто обсуждаем необходимость ужесточения ответственности, и я полностью согласна с этим. Однако все эти меры касаются последствий. Самое страшное уже случилось – ребёнка избили, изнасиловали или забуллили в школе.
Никто не сможет вернуть прошлое, когда ребёнка уже постигло насилие, правда? В школах можем усилить поддержку с десятком психологов, расширять сеть кризисных центров, ужесточать законы и улучшать систему наказания. Но эти меры лишь борьба с последствиями. Государство должно также активно избавляться от корневых причин, чтобы предупредить подобные случаи заранее. Даже если преступника посадят, прошлое ребёнка не вернуть. Он уже пережил это.
В моей работе с детьми, пережившими насилие, я понимаю, насколько важно, чтобы справедливость восторжествовала. Однако у ребёнка отбывание наказания насильником не стирает из памяти ужасы произошедшего. Процессы предотвращения и устранения последствий должны идти рука об руку. Если мы преследуем только одну цель, не решая другие проблемы, то завтра мы столкнёмся с теми же трудностями. В конечном итоге будет больше жертв, насильников в тюрьмах, матерей в кризисных центрах, а детей – у психологов.
– Как предлагаемые вами подходы к воспитанию детей могут изменить ситуацию в обществе в целом?
– Ребёнок вырос в такой системе, успешно поступил в университет, колледж, набрав необходимое количество баллов, ведь ему дали качественные знания и жизненные навыками. Какое отношение разовьётся у него к своей стране? Он будет думать: "Я учился, меня поддерживало государство, не только предоставляя образование, но и уделяя внимание моим увлечениям, будь то плавание или футбол. Я вырос, завоевал награды, а благодаря этим усилиям смог получить высшее или среднее специальное образование. Моё государство меня вкусно кормило, одевало красиво, несмотря на то что родители не могли это всё позволить. Сейчас я занимаюсь любимым делом. Что я могу сделать для своего Казахстана? Более того, я смело могу полагаться на страну тогда, когда у меня будут дети".
Это будет искренний патриотизм, а не картонное "Рухани жангыру", которое развесили по всему Казахстану, потратив на это триллионы тенге, а толку – никакого.
В результате такого образования и поддержки со стороны государства у нас сформируется поколение, которое не только будет противостоять насилию как явлению, но и увидит в себе ресурсы для того, чтобы менять окружающую среду.
Читайте также:
- Аружан Саин о работе в статусе детского омбудсмена: "Мы проиграли бой, но не проиграли войну"
- Аружан Саин о работе детским омбудсменом: Чиновникам приходилось объяснять, что я пришла не дружить с ними
- Насилие среди детей: введут ли в казахстанских школах предмет о сексуальном просвещении