Артём Борисов, глава "Яндекс.Казахстан": Казахский язык в списке наших приоритетов
Весной 2017 года компания "Яндекс" открыла свой офис в Казахстане. Осенью того же года компания объявила о старте проекта "Яндекс.Лицей" на базе Республиканской физико-математической школы. Курсы программирования для одарённых детей из Алматы и Астаны потенциально могут обернуться для казахстанских школьников неплохой карьерой в будущем. О проектах компании в Казахстане, перспективах рынка и алматинских корнях основателя компании Informburo.kz поговорил с Артёмом Борисовым, главой офиса "Яндекса" в Казахстане.
– Артём, давайте начнём с основы основ. "Яндекс" – это, прежде всего, один из крупнейших мировых поисковиков, к тому же популярный не только в Рунете, но и в Казахстане. А как выглядит топ-10 запросов в казахстанском сегменте? Сильно ли он отличается от аналогичного в России?
– Запросы, если так предметно смотреть на топы, похожи в каждой стране – Казахстане, России, Беларуси… Это, как правило, фильмы и сериалы (премьеры, новые серии и т.д.), соцсети, погода, расписание транспорта – всё одинаково. Специфичные вещи для Казахстана, скорее, отражают "всплески" – это темы, которыми интересуются жители страны в определенный период: месяц, неделя.
– Мы говорим о всплесках, вызванных какими-то событиями?
– Да, это может быть интерес, чётко привязанный к событию. Например, в апреле-мае что интересовало многих: матчи Лиги чемпионов – полуфиналы, финал особенно. Другие пользователи активно запрашивали алгоритм получения какой-то очень важной справки. К 9 Мая мы привычно регистрировали интерес пользователей к информации про героев ВОВ в Казахстане. Запросы очень часто привязаны к определённым событиям и ко времени. В июне-июле будет много запросов, связанных с Чемпионатом мира по футболу в России.
– А как меняют статистику запросов такие резонансные вещи, как например, скандал с мальчиком из посёлка Абай?
– При том количестве запросов к поиску, которое есть, такие темы могут попасть во всплески месяца, но поменять общую статистику вряд ли смогут. Всплеска интереса к этой истории – его не было. То есть пользователей мало интересовали подробности.
– То есть интерес к этой теме согласно статистике запросов "Яндекса" был не настолько велик. О каких единицах измерения мы говорим – это сотни, тысячи запросов? Понятно, что пользователей в Казахстане гораздо меньше, чем в той же России?
– Всего у нас около 160 миллионов запросов в месяц: это мы говорим только о казахстанском сегменте "Яндекса". Можно поделить и посчитать, но точной цифры я не скажу.
– Артём, а какова судьба проекта "Яндекс.Лицей". Речь о масштабной школе программирования для учащихся разных стран: в Казахстане проект был запущен осенью 2017-го. Что получилось сделать, как он дальше будет развиваться, и есть ли какая-то заинтересованность в этом проекте со стороны Министерства образования и науки РК?
– Проект "Яндекс.Лицей" стартовал в октябре прошлого года в Астане и Алматы на базе Республиканской физико-математической школы. Сейчас ребята там активно учатся, и мы видим, что это, действительно, была хорошая и правильная идея: есть много положительных отзывов от тех, кто учится. Будут обязательно у проекта и свои выпускники. По количеству сейчас не скажу, это будет только через год. Понятно, что подобные образовательные проекты важны для нас, как для IT-компании и для Казахстана. Поэтому в 2018-м мы расширяем "Яндекс.Лицей", появляются курсы программирования ещё в 4 городах республики: в Актау, Уральске, Петропавловске и в Астане на базе уже "Назарбаев интеллектуальных школ".
– А чем продиктовано такое расширение географии, вышеназванные города – не совсем уж центры развития программирования в нашей стране?
– Мы сотрудничаем с системой "Назарбаев интеллектуальных школ". По сути, на базе НИШ мы интегрируем новые элементы современного образования, и эти курсы программирования войдут встроенным элементов в систему обучения школьников. На уроках информатики, проще говоря, ребята из этих школ будут усиленно изучать программирование.
– Когда рядовым казахстанским школьникам ждать открытия курсовы "Яндекс.Лицея" в их родной альма-матер? За учениками НИШ и так особый статус в нашей стране закреплён, и снова технологии приходят именно к ним. Это немного нечестно, как по-вашему?
– У нас проект "Яндекс.Лицей" существует вне каких-то рамок. На курсы программирования может записаться любой человек, то есть мы набор всё равно продолжать будем, перед новым школьным годом будет новое объявление о запуске. Туда может попасть любой человек, и не обязательно знать программирование. Там будет определённое тестирование, мы смотрим на человека, насколько он обладает навыками логического мышления, теми навыками, которые помогут ему изучать язык программирования, алгоритмов. Насколько у него ум хорошо работает в этом направлении в IT. И когда мы открывали проект в Астане и в Алмате на базе РФМШ, туда мог поступить любой, и много желающих было – примерно 5–6 человек на одно место.
– Какова конечная цель этого проекта для "Яндекса"?
– Мы уже накопили большую базу опыта и знаний, которыми, считаем, важно и нужно делиться. Мы понимаем: общество меняется, становится более цифровым, и мы как один из мировых лидеров в IT можем помочь этим изменениям, дав новому поколению знания, которые могут быть полезны в дальнейшей работе. Крупные и успешные компании часто позиционируют себя в качестве носителей определённых новых технологий, нового взгляда, удобства для пользователя. Это касается всех сервисов, которые нами делаются, и многие сервисы не предназначены для зарабатывания денег. Мы их делаем просто для того, чтобы пользователю было удобно.
– Звучит красиво, но ведь это не социальный проект. Похоже больше на рекрутинг талантливой молодёжи.
– У нас сейчас нет такой цели, но если в дальнейшем у нас будет открыт центр разработки в Казахстане, то мы будем рады предложить работу над интересными проектами казахстанским разработчикам. Но пока мы не набираем на разработку именно IT-продуктов.
– А если вы найдёте не огранённый алмаз в Казахстане, потенциально гениального программиста?
– Для этого необходимо открывать 10 подобных лицеев. Конечно, это того стоит, чтобы заполучить хотя бы один не огранённый алмаз, но, я ещё раз повторю – это не наша цель в Казахстане. Мы сейчас параллельно с курсами 25 мая провели первое мероприятие для IT-сообщества в Казахстане в Алматы, на базе Tech Garden. Мы собрали 300 разработчиков-программистов со всей республики, с нашей стороны приехали ребята из Москвы из разработки, были интересные доклады, мастер-классы от разработчиков.
– А площадка Almaty Tech Garden, как заявляют, казахстанского аналога "Кремниевой долины", интересна Вашей компании?
– Мы воспринимаем эту площадку как партнёра, который на данный момент занимается развитием IT-сообществ в Казахстане. Но мы готовы сотрудничать с любыми площадками, не обязательно это должен быть только Tech Garden, нам интересно в принципе развивать IT-сообщество, а на базе какой именно площадки – не столь важно.
– Логично напрашивается и следующий вопрос: интересен ли компании "Яндекс" будущий международный IT-университет на базе ЭКСПО-2017? В июле там же будет запускаться и Astana Hub как уникальная стартап-площадка. Оба объекта – на расстоянии вытянутой руки от самого передового вуза Казахстана – Назарбаев университета. Может быть, вы планируете и новый офис открыть здесь, в Астане?
– Пока у нас нет планов открытия офиса в Астане. С другой стороны, мы и так много делаем для Казахстана с точки зрения обучающих курсов, образовательных проектов и охватить каждый проект нет возможности. Но по мере возможности мы, конечно же, будем продолжать проводить мероприятия, которые направлены на развитие IT-среды в Казахстане.
– Если всё-таки в Астане создадут некую евразийскую стартап-площадку, насколько "Яндексу" это будет интересно? Понятно, что пока ещё мало кто представляет, как будут работать и Международный IT-университет и Astana Hub, однако определённый потенциал у казахстанских ребят есть.
– С Astana Hub мы как раз будем поддерживать связь, и мы заинтересованы в том, чтобы провести подобные мероприятия и в Астане, то есть мы не привязаны к какой-то определённой площадке, поэтому по мере возможности будем обязательно помогать. А по поводу участия – посмотрим, как всё сложится в дальнейшем.
– Что Казахстан может интересного предложить, чтобы вас заинтересовать, то есть,компанию в целом: особый налоговый режим, ещё какие-нибудь финансовые "плюшки"?
– Будут конкретные предложения – будем рассматривать, почему бы и нет.
– А как у "Яндекса" складываются отношения с казахстанскими официальными органами, с нашим регулятором в лице Министерства информации и коммуникаций? Не так долго работает это ведомство, но достаточно активно. По делу признанной судом экстремистской партии "Демократический выбор Казахстана" и Мухтара Аблязова какие-то установки были – у нас продолжается осуществляется блокировка и удаление всего, что с ними связано.
– Каких-либо обращений в казахстанский офис компании мы не фиксировали.
– Артём, а как Вы можете в целом оценить развитие индустрии и отрасли в Казахстане? Госорганы с каждым годом всё активнее пытаются контролировать и регулировать эту сферу и доступ пользователей к информации. Блокировка мессенджера Telegram в России, блокировки Youtube и мессенджеров в Казахстане – тут параллелей провести можно много.
– Я представляю крупную компанию, которая аполитична, то есть, зеркало должно быть зеркалом. Оно отображает только то, что действительно сейчас есть. И как я уже говорил – зеркало должно быть зеркалом. Если есть нормативные акты, законы, решения, то они должны выполняться: мы живём по законам стран, в которых работаем.
– Впрочем, такие ограничения в своё время были требованием родителей, которые старались оградить своих детей от тлетворного влияния мировой паутины, а позже – и социальных сетей.
– У нас есть детский режим в мобильном поиске, нам важно дать возможность пользователям выбирать, какой контент показывать их детям, а какой – нет. Но исключительно – по желанию родителей.
– Компания пошла на это, потому что почувствовала запрос от пользователей, или потому что сама решила?
– Технологии могут развиваться двумя способами: либо их создают компании, либо это потребность рынка. В данном случае с детским режимом в мобильном поиске, скорее всего, движение шло с двух сторон.
– Как Вы относитесь к тому, что сейчас в течение жизни одного лишь поколения происходит несколько технологических скачков. Сначала одно поколение в период своей зрелости понимает, что они далеко превзошли родителей, а их дети далеко превзойдут уже их самих. Как нам быть готовыми к тому, что мы не знаем, какой очередной сервис появится завтра, какие технологии нас догонят и перегонят?
– (смеётся – Авт.) Ощущаешь себя как на съёмках очередного сезона сериала "Чёрное зеркало".
– И самое страшное, те, кто хорошо помнит фильм "Терминатор", не забывают, что такое SkyNET (суперкомпьютер и искусственный интеллект, положивший начало ядерной войне – Авт.), и чем всё это закончилось в фильме?
– Это как в сериале "Чёрное зеркало", правда, в более современной интерпретации. Рекомендую, посмотрите этот сериал про новые технологии. Технологии меняются быстро. Они направлены на помощь человеку, иногда они возникают из-за лени, но изначально это изобреталось и делалось для блага людей. Как дальше будут развиваться события – неизвестно, можно долго говорить на эту тему, но всё равно от этого не уйти. Нынешняя молодёжь уже и не помнит, как выглядел мобильный телефон, каким громоздким он был, какое качество связи тогда было, и какие технологии были доступны тогда.
– Молодёжь, действительно, не застала большие устройства с антеннами, без мессенджеров и каких-либо приложений.
– Сейчас об этом мало кто знает. Сам факт наличия смартфона с высокоскоростным интернетом для предыдущего поколения был бы в диковинку. Технологии – это на самом деле то, что опережает наши представления о них от поколения к поколению. Это большой прорыв. И если посмотреть эти прекрасные фильмы, начиная от "Терминатора" и заканчивая "Чёрным зеркалом", они показывают, как, может быть, человек станет использовать технологии в будущем. То есть, если всё делается во благо человека, это будет нам помогать.
– Нам часто говорят, что мы в вопросах мобильного потребления сервисов навёрстываем отставание, особенно от США: услуги каршеринга, такси, интернет-банкинг и так далее. Выросло ли сейчас поколение пользователей, которое потребляет услуги преимущественно через свои смартфоны?
– Мы видим, что количество пользователей, которые потребляют контент исключительно через смартфон, растет, и для многих персональный компьютер или ноутбук уже являются неосновным устройством даже просто для выхода в интернет. Говорить о целом поколении я бы пока не стал, так как активный рост пользователей мобильного интернета в Казахстане наблюдается только последние несколько лет.
– Сегодня человек благодаря смартфону фактически может и еду заказать, и электронные документы получить, и перевести/получить деньги. Чем в итоге всё это закончится?
– Скорее всего, тем, что люди получат множество удобных и полезных сервисов. А так, поживем – увидим, это же здорово: присутствовать при таком скачке эволюции, можно сказать, и технологии человечества, это здорово.
– Когда виртуальный помощник Алиса заговорит на казахском языке?
– Мы очень на это надеемся, мы хотим этого, но, когда это произойдёт, я пока не могу сказать.
– Или компания "Яндекс" будет ориентироваться на самые популярные языки, выходя на внешний рынок, – английский, китайский?
– Казахский язык у нас тоже в списке приоритетов при принятии решения о локализации продуктов.
– Насколько вообще популярен казахский язык, если внимательно смотреть на статистику запросов Вашего поисковика?
– Достаточно сложно подтвердить конкретными цифрами, но я рассказывал на многих конференциях, что по некоторым запросам доля доходит до 30% от общего количества запросов, это хорошая цифра. Тут мы ещё будем анализировать, но по многим отзывам, по нашим партнёрам, по СМИ, казахоязычные версии ресурсов растут очень сильно.
– Когда "Яндекс" сможет безболезненно перейти на казахскую латиницу?
– Искать на казахском языке мы начали в 2009 году, и изменения в языке мы сейчас тоже отслеживаем, как только новое будет появляться, мы это будем поддерживать. Тут всё зависит не только от нас, но и от казахстанских онлайн-ресурсов и сроков их перехода на латиницу. Естественно, мы будем переводить и наши сервисы на латиницу. Поэтому, когда мы увидим все изменения, новые правила, мы начнём их внедрять, прежде всего, в поиске.
Кстати, казахстанцы одними из первых начали учить нас морфологии казахского языка в 2009 году. Так как казахский – язык тюркской группы, это очень помогло нам в Турции, в 2011 году, когда "Яндекс" запускал в этой стране поиск. Казахстан был предтечей, можно так сказать. Ну и вообще, вы знаете, что сам"Яндекс" родом из Казахстана, Аркадий Волож, один из основателей и генеральный директор группы компаний родом из Казахстана.
– Аркадий Волож часто в Казахстане бывает?
– Он регулярно сюда приезжает, в прошлом году приезжал, когда мы только открылись, был у нас в алматинском офисе.
– Вообще, можете что-нибудь специфически казахстанское или казахское выделить в "Яндексе"?
– Для нас Казахстан – один из ключевых рынков, и мы не только локализуем, но и запускаем здесь многие продукты. В этом году мы представили в Алматы и Астане "Балл пробок", который позволяет получить наглядную картину о ситуации на дорогах как водителям, так и пассажирам, пользующимся общественным транспортом. Также мы запустили в некоторых регионах карту пыльцы, показывающую, где и какие аллергены цветут, и как они будут цвести в конкретные периоды времени (вплоть до недели).
Ну и не будем забывать, что оба основателя "Яндекса" – Аркадий Волож и Илья Сегалович – закончили Республиканскую физико-математическую школу в Алматы, и что-то казахское передалось тому поколению выпускников РФМШ. Позже это во многом и помогло создать мирового гиганта – интернет-компанию, которая впоследствии стала одним из мировых лидеров в IT-сфере. Аркадий как-то сказал нам всем хорошую фразу: "Алматинцем стать легко, а перестать им быть невозможно", тут я полностью с ним согласен. После года жизни в Алматы я, коренной питерец, с ним полностью согласен.
– Как вам в целом специфика жизни в Алматы после Санкт-Петербурга?
– Тут нельзя сравнивать. Как можно сравнивать разные культуры, разные города, разные страны. Я больше подхожу к тому, чтобы по максимуму получать удовольствие от того, где ты сейчас находишься. В Казахстане, в Алматы очень здорово. Мы сейчас смотрим на регионы. Недавно ездили в Шымкент, смотрели там, и на самом деле очень впечатлены развитием Казахстана.
– Знакомились с амбициозной государственной программой "Цифровой Казахстан"?
– Не только читал, но и могу сказать, что мы в ней участвуем. Мы начали участвовать ещё до формирования этой программы, до её активного продвижения. Открытие офиса здесь, выход на рынок Казахстана – мы стали ближе к нашим пользователям и готовы помогать применять наши технологии: в проектах "умных городов" и других решениях, которые помогут казахстанцам. Хорошо, когда государство стремится в глобальном масштабе сделать технологии ближе и доступней для граждан.