Курортный роман без технико-экономического обоснования
Продолжение. См. начало: Правительство всё-таки планирует строить курорт "Кокжайлау"
Телега без лошади
В своей предыдущей колонке я начал поверхностный обзор документа под названием "Государственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы", который был принят постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2019 года № 360.
Вспомнив, что недавно писал о тендерах на разработку проектно-сметной документации (ПСД) для строительства внешних инженерных сетей для курортов ЦСКА и "Бутаковка", поискал их среди объектов горного кластера Алматинского региона.
К тому времени, когда мне попалась госпрограмма по развитию туризма, я уже знал, что сети собираются прокладывать в отсутствие проектов самих курортов: официальные органы, куда обратились представители экологического общества "Зелёное спасение", признались, что их пока нет.
Это всё равно что снаряжать телегу, не имея лошади.
Как упростить себе работу
Также я предположил, что, скорее всего, для строительства самих сетей не было и технико-экономического обоснования. И не только потому, что мне не удалось найти следов этих документов. Их просто не успели бы подготовить.
Разработка ТЭО для подобных объектов занимает как минимум три-четыре месяца. А здесь в техспецификации обоих проектов в качестве основания для проектирования указано... протокольное поручение премьер-министра от 29 марта 2019 г. Общественные слушания по ПСД сетей для "Бутаковки" были назначены на 15 мая. Значит, объявление, которое висит на сайте управления "зелёной" экономики, было опубликовано не позже, чем за 20 рабочих дней (объявление о слушаниях по сетям для курорта ЦСКА я не нашёл), то бишь 16-17 апреля. А уже 14 июня появилось ещё одно объявление – о приёме заявок на тендер по ПСД. Подготовка ТЭО физически не могла втиснуться в этот временной промежуток – первую половину апреля, с протокольного поручения до объявления о слушаниях. А это значит, что и предварительной оценки воздействия строительства сетей на окружающую среду (предОВОС; это часть ТЭО) не было.
Некоторые комментаторы в Facebook писали, что не для всякого проекта требуются ТЭО и предОВОС. Я отвечал: раз сети на "Бутаковку" потянут по территории нацпарка – они должны быть обязательно. Но в глубине души всё равно сомневался: наверняка я всего не знаю, а вдруг в акимате найдут отмазку, что проектно-сметную документацию для сетей к двум курортам разрабатывать без ТЭО – можно?
Изучение госпрограммы по развитию туризма подтвердило мою правоту. Разработка ТЭО заложена в расходы на строительство курортов ЦСКА и "Бутаковка" (см. скриншоты). По крайней мере – на возведение линий электропередач. Значит, она обязательна. Но технико-экономическое обоснование, включая предОВОС, просто не делали – сразу приступили к тендерам на ПСД. В техспецификации к обоим тендерам в графе "Стадийность проектирования" так и написано: одна стадия, рабочий проект.
Два сюжета для бюджета
Кстати, я столько писал про курорты ЦСКА и "Бутаковка", но до сих пор не знал стоимости их строительства. И вот наконец из госпрограммы получил ответ.
"Бутаковка":
- строительство ЛЭП, сетей водо- и газоснабжения – 2 миллиарда 974 миллиона 400 тысяч тенге (№272, 273, 274);
- оснежение 4 км склонов – 852 миллиона тенге (№322);
- строительство 30 км канатных дорог на 8 подъёмниках – 21 миллиард 300 миллионов тенге (№323);
- строительство гостиницы в Бутаковском ущелье с местами общественного питания на 400 койко-мест – 10 миллиардов 362 миллиона тенге (№347)/
Итого: 35 миллиардов 488 миллионов 400 тысяч тенге. По курсу 31.05.2019 – 93 миллиона долларов.
"Бутаковка" – курорт не государственный. Республиканский и местный бюджеты возьмут на себя лишь 8,3% (около 3 миллиардов тенге) расходов на строительство инженерных сетей. Остальные заботы – проблемы частных инвесторов.
ЦСКА:
- строительство инженерных сетей – 1 миллиард 307 миллионов 600 тысяч тенге (№№ 288, 289, 290);
- строительство канатных дорог – 3 км на 3 подъёмника – 6 миллиардов 192 миллиона тенге (№313);
- оснежение склонов – 402 миллиона тенге (№314);
- строительство коммерческой инфраструктуры – 3 миллиарда 990 миллионов тенге (№353).
Итого: 11 миллиардов 881 миллион 600 тысяч тенге. По курсу на 31.05.2019 года – чуть больше 31 миллиона долларов. Курорт ЦСКА можно считать чисто городским проектом. Если быть точным, на 93% городским. Республиканский бюджет потратится лишь на строительство ЛЭП и сетей газоснабжения, на общую сумму около 850 млн тенге. Остальные 11 миллиардов с хвостиком, в том числе почему-то расходы на строительство коммерческой инфраструктуры курорта, как бык овцу, покроет алматинская казна. Вдобавок к 70 миллиардам на курорт "Кокжайлау".
"Ваш Борейко не понимает, что нас душат по срокам"
Знакомый активист недавно имел разговор в одном госоргане и передал мне его содержание. Чиновники жаловались ему... на меня. Как раз по поводу моих изысканий по этим двум курортам. "Ваш Борейко не понимает, что нас постоянно душат по срокам, – сетовали они. – И если мы будем делать всё по правилам, то никогда ничего не успеем".
Это похоже на косвенное признание, что ТЭО не было. Но ещё больше напоминает апокриф. Да и слова к делу не пришьёшь. И ни один госслужащий публично в таком не признается.
Но даже если подобный контраргумент существует в действительности, хотя и латентно, то возразил бы следующее: я не пишу "по понятиям". И никогда не понимал, не пойму и не хочу понимать причины, по которым игнорируются законные процедуры. И во всех сферах вообще, и в экологических проектах в частности.
Потому что отступление от правил в строительстве, тем более в горах, ведёт к "нахалстрою", то есть анархии. А это чревато рискованными последствиями.
Да и указания на нарушения закона – моё единственное оружие как журналиста: это понятный для чиновников язык. Рассуждения про ущерб, наносимый природе, и взывания к экологическому сознанию в их среде не действуют – по опыту знаю.
Поэтому!
Проведение тендеров на разработку ПСД строительства наружных инженерных сетей без ТЭО и предОВОС (при том что расходы на технико-экономическое обоснование заложены в госпрограмме, а значит, оно обязательно) – это прямое, явное и сознательное нарушение закона заказчиком, управлением энергоэффективности и инфраструктурного развития города Алматы (руководитель Асет Масабаев).
Если бы в управлении работали серьёзные ответственные люди, они сами бы поставили этот конкурс "на утрату". Но рассчитывать на это не стоит.
Зато экологическим активистам ничего не мешает обратиться в суд с иском о признании результатов тендера на разработку ПСД строительства наружных инженерных сетей для курортов ЦСКА и "Бутаковка" недействительными. А также об их отмене.
А что касается фразы "если будем соблюдать правила, то ничего не успеем", то я возглавлял редакции в газетах, на ТВ, на сайте и хорошо знаю, что такое график. Когда регулярно летят дедлайны – это говорит либо о том, что вам поставили нереальные сроки, либо в вашей организации нешуточные проблемы с компетенциями и управлением.
В третьей части обзора я расскажу о том, почему бюджет горного кластера Алматинского региона, который является самой весомой частью Госпрограммы развития туристской отрасли Казахстана, только за один год увеличился в три с половиной раза.