"Выдерживает десятибалльное землетрясение". В чём секрет совершенства юрты
Когда в беде оказались жители Украины и Турции, казахи подарили им юрты – лёгкое, тёплое и сейсмостойкое жильё. Так мы выражаем поддержку и сочувствие."Юрты несокрушимости" в Украине, юрты для потерявших дом в Турции: традиционное жилище кочевников – не только напоминание о прошлом, но и способ поделиться душевным теплом с теми, кому сейчас плохо.
Как и из чего делают юрты? Кто их покупает? Сколько они стоят? Кому и при каких обстоятельствах принято дарить юрту? Об этом корреспондентам Informburo.kz рассказали эксперты.
"Сейчас юрты в тренде", – уверен Малик Гусманов, который занимается производством казахских национальных жилищ более 30 лет. По его мнению, войлочному дому нет аналогов в силу его конструктивных особенностей.
"Юрта – экологически чистое жилище, ведь оно создано из природных материалов: дерево, шерсть, войлочное покрытие, кожа и хлопок. В юрте нет углов, чистая энергетика. Сейчас в XXI веке все с ума сходят по фэн-шую. А наши предки несколько тысяч лет живут по фэн-шую, не зная этого", – рассказал Малик Гусманов.
Как создают юрту
Конструкция юрты, как и техника её создания, остаётся почти неизменной на протяжении тысячелетий. Войлочное жилище состоит из четырёх деревянных элементов, которые создаются вручную и могут служить много лет.
По словам Малика Гусманова, юрта – это лёгкое и простое в возведении жилище. Профессионал может собрать её всего за 30-40 минут. В среднем юрта весит около 250 кг.
Возведение стен
Создание юрты начинается с возведения решётчатых стен, которые называются кереге, и дверей. Малик Гусманов рассказал, что главным материалом для юрты служит тальник – кустарниковая ива. Дерево обладает концентрически-зональным строением, то есть растёт в ширину по спирали.
Сейчас лучший тальник выращивают в Каракалпакстане близ города Шымбай. В основном деревянные элементы для юрты казахстанские производители покупают в Узбекистане и Кыргызстане. В Казахстане тальник растёт в Актюбинской области и на Балхаше, но он больше подходит для небольших юрт, так как ивы сажают близко друг другу, чтобы они росли в высоту, так что деревья получаются не очень широкими.
На большие юрты тальник растят до семи лет.
Каждую жердь сначала сушат, снимают с неё верхний слой коры и размягчают – сейчас это делают с помощью специальных труб с паром. Размягчённое дерево гнут на станках. По словам Малика Гусманова, при отсутствии тальника можно использовать любое смолистое дерево – например, зелёную сосну.
Решётчатые стены кереге закрепляют с помощью кожи: на стыках проделывают отверстия и продевают в них кожаный шнурок. На конце шнурка завязывают узел и оставляют затвердевать. Шнурки делают из сыромятной или сырой кожи, но сырая считается более прочной – застывая, кожа становится твёрдой, как гвозди.
При сборке кереге соблюдают выверенную столетиями схему расположения отверстий. Например, для небольшой юрты через три ряда отверстий должен быть пропуск. Правильно собранное кереге должно складываться, как гармошка.
Шанырак
После возведения кереге и дверей над будущей юртой поднимают шанырак и начинают устанавливать стропила, или уыки. Как сказал Малик Гусманов, сила мужчины в плечах, а сила юрты – в уыке.
Отверстия для уыков в раме шанырака раньше делали калёным железом. Сейчас для начала их просверливают, а потом с помощью железа придают квадратную форму.
Для сохранности древесины использовали природную краску четырёх цветов: красный, белый, чёрный и коричневый. Красный символизирует огонь, белый – свет, чёрный и коричневый – землю. Если деревянный каркас юрты красный – значит, его натирали красной глиной, чтобы защитить от вредителей. Если белый – значит делали краску из травяного отвара.
Когда деревянный каркас юрты готов, его накрывают войлоком.
Зимой – тепло, летом – прохладно
"Войлоку девять тысяч лет. Наши археологи в Алтайском крае нашли древний войлок, текстурно-структурные особенности которого отвечают всем требованиям, которые есть при производстве сейчас – 80% осеннего обстрига, 20% – весеннего", – рассказал мастер.
Войлок позволяет зимой сохранить тепло внутри юрты, а летом создаёт внутри жилища приятную прохладу.
У войлока есть главный враг – моль. Раньше казахи использовали отгоняющие моль травы, например, полынь, сейчас – химическую обработку от вредителей.
У предков также учатся и узорам для юрты – во многих книгах как советского, так и более раннего периода есть примеры узоров, которые использовали казахи в художественном промысле.
"У некоторых народов преобладает растительный мир в узорах. У уйгуров, узбеков – гранаты, цветы, листья. У киргизов преобладает животный мир – например, бараньи рога. А у наших предков было всё: и животный мир, и растительный, и даже космическая тематика – узоры-созвездия, есть и философская тематика – есть узор корпес – бесконечность. То есть наши предки уже задумывались о бесконечности", – подчеркнул Малик.
Для чего сейчас покупают юрты
Сейчас юрта становится популярнее благодаря туризму. Многие хотят приобрести юрту, чтобы поставить в том или ином туристическом месте, но не все могут себе это позволить. Самая маленькая четырёхметровая юрта стоит около 1,5 тысячи долларов (650 тысяч тенге). Самую дорогую юрту, по словам Малика, он создал за 150 тысяч долларов (около 67 млн тенге). Ту юрту инкрустировали серебром и костью, а также специально для неё сделали деревянную мебель. В ассортименте есть 30-40 разных видов с разными материалами и комплектацией.
Кроме туризма юрты покупают и берут в аренду для праздников, например, на Наурыз. Среди покупателей есть и те, кто просто хочет поставить юрту у себя во дворе.
"В Монголии возле каждого дома юрта стоит, они чтят своё культурное наследие. Сейчас появляются казахи, которые тоже возле своих коттеджей ставят юрты, хотят по фэн-шую жить, чтобы энергетика хорошая была, экологически чистый дом. В своё время меня нанял один русский министр, я ему юрту реставрировал. Он сказал, что зимой и летом спит в ней, и сон у него великолепный, потому что всё чистое", – рассказал Малик.
Больше чем жильё
По словам этнографа Болата Бопайулы, юрта – это не только жилище, но и материальное проявление миропознания казахского народа. Юрта исторически считалась также и связующим звеном между всей вселенной и человеком. Двери и шанырак пропускают в юрту солнечный и лунный свет, воздух, открывают вид на небо, при этом стены юрты защищают её жителей от ветра и метелей, наоборот, ограждая от внешнего мира.
"Казахская юрта выдерживает землетрясения свыше десяти баллов. Она устойчива к дождю, метелям, жаре и холоду, также её легко перевозить с места на место. Если у соседей случалась беда, по казахским традициям, им привозили юрту и помогали. Также юрты привозили на большие свадьбы, дарили молодожёнам и великим, уважаемым людям. Когда бедные люди оставались без крова, им делали юрты – это добрые прекрасные традиции казахского народа", – отметил Болат Бопайулы.
В последнее время юрты стали появляться не только в казахских степях и на местных площадях, но и в странах, переживающих бедствия. В Украине установили четыре "юрты несокрушимости": в Буче, Киеве, Харькове и Львове. Проект "Юрта несокрушимости" реализуется по инициативе депутата украинского парламента, руководителя межпарламентской группы дружбы с Казахстаном Сергея Нагорняка, бизнесмена Даулета Нуржанова и представителей казахской диаспоры в Украине. В рамках проекта в Украине планируют поставить ещё две юрты. В юртах люди могут согреться во время блэкаута, зарядить телефоны и получить еду.
После разрушительных землетрясений в Турции, Казахстан отправил в страну сначала 100, а потом 150 казахских юрт. Жители Турции, оставшиеся без дома в морозы, смогли обрести крышу над головой.
Малик Гусманов напомнил, что после Спитакского землетрясения в Армении в 1988 году из Казахской ССР также привозили юрты в помощь тем, кто потерял дом.
"То, что казахский народ привозит юрты и оказывает помощь пострадавшим в Турции, является наглядным примером того, что древние казахские традиции сохранились. Это символ щедрости, милосердия, человечности и сострадания", – подчеркнул Болат Бопайулы.
Конечно, такие юрты не строят из тальника, для временных жилищ пострадавшим от конфликтов и стихийных бедствий используют металл и пластик. Несмотря на это, жилище кочевников становится символом поддержки и взаимопомощи.