Всё о БАКАД: строительные технологии, скорость перемещения, способы оплаты
Завтра, 16 июня, состоится официальное открытие БАКАД – Большой алматинской кольцевой автомобильной дороги. Долгожданный проект призван хотя бы отчасти разгрузить задыхающийся от смога и автомобильных заторов Алматы от транзитного транспорта. БАКАД закольцевал 14 сельских населённых пунктов трёх районов Алматинской области – Карасайского, Илийского и Талгарского.
Договор на строительство дороги был заключён в виде концессии. Он был подписан в 2018 году.
По сути это разрешение, выданное властями частному бизнесу на работу с государственным имуществом. Выгоду от этого получают все стороны. Концессионерам после реализации проекта не только возвращает вложенные инвестиции, но и зарабатывает на эксплуатации в течение определённого времени. Государство получает в свою очередь готовый объект – в последнем случае современную автотрассу. Наконец, граждане могут за небольшую плату пользоваться благами цивилизации, с комфортом передвигаясь на дальние расстояния.
БАКАД – это первый инфраструктурный проект Казахстана, реализованный на основе государственно-частного партнёрства.
Договор концессии по БАКАД был подписан в 2018 году сроком на 20 лет. Менее чем за пять лет инвесторы построили 66 км современной трассы, оставшиеся 15 лет будут эксплуатировать и содержать объект. По завершении действия договора кольцевая автодорога будет передана в государственную собственность.
"Нас профинансировал синдикат банков развития – Евразийский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития. ЕБРР тесно сотрудничает со Всемирным банком, а последний работает в тесном сотрудничестве с ООН. Так вот, в программах ООН существуют определённые решения в отношении инфраструктуры проектов. С 2008 года ВБ начал оказывать поддержку инфраструктурным проектам разных стран, из-за того что наблюдалось большое количество ДТП, нередко со смертельным исходом", – прокомментировал финансовую сторону проекта руководитель по технике безопасности, экологическим и социальным мерам подрядного консорциума "Аларко-Макйол-СК" Чары Йылдыз.
Общая сумма проекта – 743 млн долларов. Из них 22% – частные средства консорциума, 78% – это привлечённый заём синдиката банков.
По мнению строителей, зона прохождения БАКАД – умеренно сложная, поэтому и стоимость строительства соответствующая.
Казахстанский инфраструктурный проект включил в себя строительство 21 моста, восьми двухуровневых транспортных развязок, две эстакады, 18 путепроводов. Во время реализации проекта происходил перенос отдельных электролиний, переустройство водопроводов, системы канализации и илопроводов, вынос телекоммуникаций.
По его словам, в течение эксплуатационного периода для концессионеров главным будет обеспечение безопасных условий передвижения пользователей кольцевой автодороги. Второй важный момент – комфортность пользования трассой.
"БАКАД является одним из важнейших транспортных узлов на территории Казахстана. Это часть большого транспортного коридора между Китаем, Россией и Европой. Немало грузового транспорта движется из Китая в Западную Европу через Алматы. С запуском проекта уменьшится давление на транспортную инфраструктуру мегаполиса", – отметил господин Йылдыз.
Спикер рассказал о том, как менялся проект в процессе создания и реализации. Так, первоначально планировалось построить кольцевую трассу. Затем правительство пересмотрело решение. Та часть БАКАД, которую планировалось протянуть через горы, – оказалась достаточно дорогостоящей. Поэтому правительство пересмотрело проект в сторону его оптимизации.
"Мы реализовали решение, утверждённое правительством Казахстана. Если правительство надумает в будущем достроить полное кольцо, то консорциум готов участвовать в новом проекте", – заверил представитель консорциума.
Он рассказал и об основных пользователях кольцевой дороги. Во-первых, транзитный транспорт, который идёт из Китая двумя путями – через Хоргос и Кульджинский тракт. Для облегчения маршрута и объезда алматинских пробок водители большегрузов будет использовать БАКАД. Во-вторых, пользователями станут местные водители, которым, к примеру, нужно будет добраться из Талгара в Каскелен. Они тоже смогут воспользоваться преимуществами новой автодороги. На это им потребуется всего 40 минут.
По информации Чары Йылдыза, у казахстанского правительства в планах – строительство логистических центров вдоль БАКАД. Возможно, в будущем часть логистических центров, находящихся на территории города, также передислоцируется ближе к транспортным развязкам, которые соединены с БАКАД. Как показывает опыт Турции, таким образом и происходит развитие агломерации.
Проект основан на принципе "плата за доступность", то есть концессионер будет осуществлять сборы с автотранспорта за пользование БАКАД. Затем эти средства вместе с отчётами будут направляться в правительство. В свою очередь Комитет автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития как уполномоченный орган будет отслеживать поступление средств в республиканский бюджет.
"Только после этого нам будут поступать выплаты в соответствии с графиком, который был ранее утверждён на этапе утверждения договора. Эти выплаты и есть плата за доступность", – рассказал Чары Йылдыз.
В Центре оперативного управления (ЦОУ) сообщили, что система управления трассой состоит из двух основных компонентов.
"Это транспортная система, которая подразумевает анализ ситуаций на дороге, Например, передвижение велосипедистов, которых выявляют на трассе в автоматическом режиме (а им нельзя пользоваться скоростной дорогой) и позволяют быстро реагировать. И второй компонент – платёжная система, которая позволяет осуществлять биллинг. Платежи начисляются согласно утверждённым тарифам за пользование платным участком", – сообщил инженер ТОО “БАКАД: Инвестиции и Операции” Андрей Осипов.
Наша задача – правильно посчитать задолженность, принять от пользователя платёж и перевести на счёт Комитета автомобильных дорог МИИР.
Он добавил также, что технические специалисты должны обеспечить передвижение по дороге, чтобы пользователи проезжали беспрепятственно, без заторов. Обученный персонал проекта уже готов предоставить высокий класс обслуживания и скорость проезда по трассе.
Инженер рассказал, что вдоль всей трассы установлены 40 мачтовых камер. Эти камеры способны поворачиваться и охватывать определённый диапазон. Кроме того будет осуществляться патрулирование трассы с участием персонала консорциума.
Для всесторонней оценки ситуации установлена метеостанция, которая собирает показания датчиков, размещённых внутри дорожного полотна, а также с датчиков скорости ветра, температуры.
В ближайшем будущем может быть утверждена методология замера средней скорости передвижения по трассе.
Параметры БАКАД
- Общая стоимость проекта – 743 млн долларов.
- Протяжённость – 66 км.
- Количество полос движения – 4, 6.
- Ширина одной полосы – 3,75 м.
- Расчётная скорость движения автотранспорта – 150 км/ч.
Для новой трассы в качестве покрытия был выбран асфальт. По мнению строителей, это комфортное и безопасное покрытие. За время эксплуатации БАКАД консорциум будет дважды менять верхний слой асфальта. Ремонтировать такое дорожное полотно гораздо проще, чем бетонное. Если с последним что-то произойдёт, ремонтировать будет затруднительно. С другой стороны, как рассказали специалисты, преимущество бетонной дороги в том, что она служит более длительный период.
На момент открытия БАКАД дорожные знаки ограничивают максимальную скорость передвижения на уровне 120 км/ч. Рассматривается вариант увеличения скорости ещё на 10 км.
Чары Йылдыз добавил, что реализованная в Казахстане модель строительства и управления станет примером для будущих проектов в Узбекистане и Кыргызстане, в которых планирует участвовать консорциум. У всех компаний консорциума хороший опыт участия в подобных проектах в Центральной Азии. В общей сложности было реализовано около десяти проектов государственно-частного партнёрства, аналогичных БАКАД. К примеру, в Турции была построена современная трасса Измир – Стамбул, которая уже эксплуатируется.