"Люди сами создают ажиотаж". Где и по какой цене продают уголь в Астане
На точках продажи наблюдается не самый богатый выбор угля. Популярный "Шубарколь" разбирают за несколько часовКаждый год в Астане, которую обещают полностью газифицировать к концу 2023 года, случается ажиотаж вокруг покупки угля. Репортёры Informburo.kz побывали на нескольких точках продажи угля в Астане и узнали, сколько он стоит и есть ли очереди.
"Если продолжите фотографировать, я вообще закрою ворота и водители вас сами разорвут", – зло отреагировал охранник у тупика по улице Герцена, где сосредоточены несколько крупных точек продажи, и тут же закрыл ворота.
Неподалёку несколько водителей мёрзли в своих стареньких ЗиЛах. Были и небольшие грузовики, один КамАЗ. Водители как один избегают репортёров, не хотят ничего говорить, а если и говорят, то с неохотой, прося не называть фамилии.
"Стоим здесь с утра до вечера под дождём и ветром. У фирм есть свой транспорт для доставки, кто-то сам на машине приезжает, и не всегда покупатели к нам обращаются. Доставка от пяти тысяч начинается. Если в день один рейс сделаешь, радуешься. Уголь есть, но сплошной песок, люди не берут. Жалуются, что не горит. Все просят "Шубарколь", а его нет по городу. Вчера на Мясокомбинате (район жилого массива Коктал) поставили четыре вагона, очередь из ста машин была, не смогли взять, уехали. Государство должно контролировать своевременность поставок", – пожаловался один из водителей, ждущих своего клиента.
По словам его напарника, также не захотевшего представиться, стоимость "Шубарколя" варьируется от 18 до 22 тысяч за тонну.
"Здесь только "Каражар" по 14 500 тенге, другого угля нет. От безысходности берут. Население привыкло к "Шубарколю", да и котлы длительного горения на нём хорошо работают. Всё нереально дорожает. Вот, к примеру, вчера купил колесо для ГАЗели за 32 тысячи, а в прошлом году покупал за 15 тысяч", – отметил ещё один водитель.
Самого популярного угля "Шубарколь" не оказалось и на тупике по улице Коктал в районе одноимённого жилого массива. Когда "Шубарколь" здесь есть, его отгружают по 13 850 тенге за тонну. Из-за близкой локации уголь берут в основном жители пристоличных аулов Талапкер, имени Алтынсарина, Караоткель, Кажымукан, а также массивов Коктал-1 и Коктал-2.
Представитель ИП "Бекайдар" по имени Дулат сообщил, что вчера "Шубарколь" был, но сегодня его нет. Сегодня поступила "Майкуба" по 12 500 тенге, и только завтра обещают "Шубарколь".
"У нас место здесь только для выгрузки 5-6 вагонов, и их разбирают примерно за два часа. Это наша фиксированная цена. Я работаю в этой сфере более пяти лет, всех перекупщиков в лицо знаю и им не даю. И водителей знаю, которые берут только за доставку угля – к примеру, по массиву Коктал – 10 тысяч тенге", – рассказал он.
Дулат уверяет, что по сравнению с прошлым годом цена за тонну повысилась всего на пятьсот тенге.
"Люди сами создают этот ежегодный ажиотаж. Почему не закупают в августе-сентябре, а ждут, как снег пойдёт, и потом берут весь этот грязный уголь со снегом?! Сами виноваты люди. Многие объясняют, что летом денег не было, кто-то ждал или надеялся провести газ и так далее. Отмазок очень много", – высказал своё возмущение работник ИП.
По его словам, населению пора бы уже привыкнуть, что осенью в стране традиционно возникают проблемы с дизельным топливом и нехваткой вагонов в связи с уборкой и закрытием НПЗ на ремонт. Самые предусмотрительные, по словам Дулата, пенсионеры – они покупают уголь заранее.
"А так у нас в августе здесь около пяти тысяч тонн угля лежало, и когда людям советовал приобретать заранее, мне в лицо смеялись, а как приспичит – начинают паниковать", – прокомментировал ситуацию Дулат.
Дом пенсионера Юрия Козлова по улице Герцена находится рядом с пятью точками продажи. Он закупил уголь ещё месяц назад, взял шесть тонн "Шубарколя" по 18 500 тенге за тонну. Этого должно хватить на зиму.
"Уголь очень хороший, отборный и ценный, но цена где-то на пять тысяч выросла по сравнению с прошлым годом. Доставка тоже подорожала. Было три, а в этом году уже пять тысяч. А ехать нужно было до меня от тупика триста метров!.." – рассказал пенсионер.
Но ещё больше, по словам Козлова, его волнует угольная пыль и сажа, летящие на его территорию со всех пяти баз во время разгрузки с вагонов.
"Пыль страшная! Зимой снег вокруг чёрный. Я бы посоветовал акиму города перенести все базы за город в район 39-го или 96-го разъездов. Там все условия и подъездные пути есть, как бывший машинист говорю", – подчеркнул Юрий Козлов.
Его соседка Ляззат Жакыпбекова говорит, что несмотря на соседство с точкой реализации, уголь они купили недавно, простояв несколько часов в очереди.
"Осенью вечно угля не бывает, а если и бывает, то машины сразу разбирают. Они, по-моему, везут на продажу в пригородные аулы. Таким, как мы, бывает не достаётся, фирмам ведь выгоднее по много тонн сразу продавать", – прокомментировала ситуацию Ляззат.
По данным акимата Астаны, реализаторы угля подали заявки на 463 тысячи тонн, и их запасы регулярно пополняются.
В акимате утверждают, что на сегодняшний день средние цены на уголь находятся на уровне прошлого года и составляют:
- "Шубарколь" – 13 800 тенге за тонну;
- "Каражыра" – 14 500 тенге за тонну;
- "Майкуба" – 12 700 тенге за тонну;
По номеру 109 можно узнать о запасах, ценах и наличии угля на тупиках.
Читайте также:
- МИИР: Цена на уголь на разрезах Казахстана не повысилась
- Очереди за углём в Карагандинской области: за топливом стоят по несколько суток
- В Казахстане ввели временный запрет на вывоз угля