Город ограниченных возможностей. Можно ли проехать на коляске по алматинским пандусам
Алматинцы, передвигающиеся на инвалидных колясках, редко выходят из дома.У гостей Алматы может сложиться впечатление, что в мегаполисе нет жителей с инвалидностью, передвигающихся на колясках. Встретить такого человека где-нибудь на улице – большая редкость. Хотя, по официальным данным, в Алматы проживает около 120 тысяч людей с особыми потребностями, включая и тех, кто передвигается только с помощью коляски.
Они не выходят из дома потому, что городская инфраструктура не позволяет колясочникам свободно передвигаться по улицам, делать покупки.
Самый элементарный аспект инвалидной инфраструктуры – пандусы возле коммерческих и социальных учреждений. Много о пандусах говорено, но, увы, до решения проблемы ещё далеко. Посмотрим на примере одной из самых оживлённых частей Алматы – Зелёного базара и прилегающих улиц.
И хорошо бы сразу обвинить в нерадивости бизнес, который не хочет создавать условия для инвалидов, но первыми в глаза бросаются не самые гуманные тротуары. А это уже ответственность городских властей.
Вот, например, типичный участок тротуара. Место проходное – рядом расположена автобусная остановка. Но мы видим подъём под очень крутым углом, к тому же обрывающийся у самого низа. Здесь не справится ни колясочник, ни женщина с детской коляской, ни бабушка с тележкой. Рядом, напомним, базар – место притяжения населения.
Собственно, и сам базар, несмотря на все реконструкции, не радует удобством для колясочников. Лестничный марш, ведущий к овощным рядам, вовсе лишён какого-либо подобия пандуса или специального лифта. Альтернативных вариантов спуска тоже не наблюдается.
Да и внутри, на переходах с уровня на уровень, тоже никаких пологих подъёмов не предусмотрено.
Не лучше дела у прилегающих к базару торговых павильонов. Со стороны улицы Пушкина имеется лестница, которая своей крутизной напугает кого угодно, и опять же – ни пандуса, ни лифта.
С другой стороны, многие близлежащие торговые точки и учреждения сферы услуг пандусами обзавелись. Однако порой складывается ощущение, что сделаны они для галочки, лишь бы создать видимость.
Вот входная группа бизнес-центра, где расположена аптека, офисы и магазины. Пандус вроде как есть, но едва ли кто-то рискнёт по нему подниматься с таким-то углом. Добавим к этому кафельное покрытие, которое даже после небольшого дождя будет скользким, как каток. Это не пандус, а спуск для сноубордиста-экстремала!
При этом, согласно государственным стандартам, соотношение высоты пандуса к длине должно составлять 1:20, изредка позволяется соотношение 1:12. Установленная ширина – минимум 1,2 метра, а вдоль обеих сторон должны быть поручни.
Объекты малого бизнеса грешат тем же самым. Пандусы имеются, а вот их практическая применимость и соответствие нормам неочевидны.
Возле отделения популярного банка сделали и пандус, и поручни, но почему-то посередине дорожка имеет резкий изогнутый подъём. Возможность преодолеть его на инвалидной коляске вызывает сомнения. Впрочем, радует наличие кнопки вызова сотрудника, который поможет человеку с ограниченными возможностями преодолеть этот пандус.
Справедливости ради отметим, что есть примеры грамотного подхода. В основном таковые наблюдаются у государственных учреждений либо у относительно новых жилых комплексов и бизнес-центров. И угол подъёма, и ширина прохода приемлемы.
Кроме того, хороший пример подают религиозные учреждения – мечети, церкви. Культовые здания оборудованы всем необходимым для людей с инвалидностью: имеются тактильные дорожки, пандусы и электрические подъёмники для колясочников, которые значительно облегчают задачу для маломобильных верующих.
Красиво только на бумаге
Как же решить проблему инфраструктуры для людей с инвалидностью? Нельзя сказать, что власти бездействуют. Давно проводится паспортизация различных объектов на предмет соответствия нормативам. За нарушения штрафуют: в благополучный допандемийный 2019 год 212 алматинских организаций получили штрафы на 46 млн тенге.
И штрафы не назовёшь маленькими – от 120 МРП для малого бизнеса до 400 МРП – для крупного. Тем не менее, если исходить из фотографий выше, штрафами можно лишь частично решить проблему наличия пандусов как таковых. А их качество и практичность остаются под вопросом.
По мнению Анары Туребаевой, исполнительного директора РОО "Казахстанская конфедерация инвалидов", повышение штрафов не устранит недочёты. Проблема, считает она, кроется в нормативной плоскости и общем пренебрежительном отношении – как со стороны бизнеса, так и со стороны государства.
"Нет чётко выработанной системы. Есть отдельные СНИПы, отдельные законы, где предпринимателей обязывают создавать равные условия для людей с инвалидностью. Но на практике это действует плохо. К примеру, если я как эксперт где-то увижу не соответствующий нормам пандус, я ничего сделать не смогу. Нужен колясочник, который напишет заявление с жалобой на определённое место. Потом приедет инспекция, проверит только пандус, а не общее положение дел. При этом процедура максимально бюрократизирована и мало кто хочет этим заниматься", – рассказала Туребаева.
Также она отметила интересный парадокс: с 2017 года всё новые объекты в Казахстане должны строиться с учётом требований по доступности, но сами требования имеют рекомендательный характер. В итоге в проектной документации пандусы и прочая инфраструктура могут быть, а к моменту реализации они бесследно пропадают.
Ещё один вопрос – отсутствие специалистов по созданию доступной среды, равно как и отсутствие условий для их подготовки. Зачастую компании, которые берутся за адаптацию того или иного объекта, имеют слабое представление о правильном исполнении.
В общем, резюмировала Туребаева, дело требует комплексного подхода с формированием чёткой правовой базы, подготовкой специалистов и работой не для галочки. Тем более что инфраструктура нужна не только людям с инвалидностью, но и пожилым, беременным, временно нетрудоспособным (например, после перелома ноги) и родителям с маленькими детьми.