В 9.00 на городской станции скорой помощи шумно. Всех водителей и фельдшеров добровольно вакцинируют от гриппа. Нас прикрепляют к 85-й бригаде (борт 306), которая состоит из водителя и двух фельдшеров.

Фельдшеры станции скорой помощи Астаны Ескендир Ансаган и Жазира Нурпеис

Перед выездом заступающая на смену бригада тщательно проверяет снабжение скорой. Ескендир Ансаган, второй фельдшер, заменяет в салоне кислородный баллон.

"Нужно зарядить аппарат ЭКГ. Пополнить лекарства, использованные в ночную смену. Систему проверить. Кислород должен быть всегда. Потому что бывают срочные пациенты, которых нужно везти только с кислородной маской. Лишь после проверки всего этого мы выезжаем. Если чего-то не хватает, ехать нельзя", – объяснила первый фельдшер Жазира Нурпеис.

Фельдшер из Астаны Жазира Нурпеис

Несмотря на возраст (25 лет), Жазира – самая опытная из бригады. У неё за плечами шесть лет фельдшерского стажа. Но она говорит, что должностные обязанности фельдшеров одинаковые. Так им легче подстраховывать и заменять друг друга.

В 9.25 поступает первый вызов. У шестимесячного ребёнка обострился диатез. Фельдшеры надевают медицинские маски. Водитель включает сирену, и мы мчимся на Туркестан, 10, в ЖК "Коркем-2". Сознательные водители уступают дорогу. "Скорая" до адреса доезжает за семь минут. Ворота во двор, как это часто бывает в столичных ЖК, оказались закрытыми. Благо указан телефон охранника, и после звонка он открывает ворота. Скорая залетает во двор, фельдшеры исчезают в подъезде.  

Фельдшеры станции скорой помощи Астаны Ескендир Ансаган и Жазира Нурпеис

"Нам повезло, а то часто сложно подъехать к нужному подъезду. Есть проблема с парковками и шлагбаумами. На входных воротах ставят замки, а охранников не бывает на месте. Хорошо, когда номер охраны на воротах пишут. Иногда жильцы на нас ругаются, из-за того что во двор заезжаем и покой их нарушаем. Хотя ночью мы сирену не включаем. В пробках некоторые водители не пропускают – не сразу понимают, что происходит, когда с сиреной мчишься. Вызывать полицию в такие моменты времени нет. На дачах вообще тяжко проехать. Там бездорожье и узкие улицы, на которых двум машинам не проехать. Наши люди не понимают проблем других, пока не окажутся в их положении", – рассказал водитель Роман Туледиаров, пока мы сидим в его служебном автомобиле "Хёнде".

Водитель скорой помощи из Астаны Роман Туледиаров

Роману 53 года. Он родом из Шымкента. Большую часть жизни прожил в Алматы. Работает водителем на "скорой" чуть больше года. Он опытнейший водитель с 25-летним стажем. Говорит, что до этого занимался частными перевозками, ездил на фуре и объехал всё СНГ, возил товары из Китая в Россию и Европу.

"Возраст, наверное, подошёл, и решил найти работу поспокойней, чтобы побольше рядом с семьёй быть. У меня и жена, и дочь с ограниченными возможностями. Зарплата небольшая, но удовлетворительная. С учётом стажа и класса, в зависимости от нагрузки – от 150 до 200 тысяч выходит. В ночную смену в начале ко сну тянуло, теперь уже привык. Тут главное – не лениться и проявлять инициативу", – рассказал Туледиаров.  

За этот год Роман застал только один смертельный случай. Но и то – пациент скончался до приезда "скорой". Водитель говорит, что каждый день молится перед сменой, чтобы не было экстренных случаев.

Через минут десять фельдшеры возвращаются.

"Мама переела сладкого. Покормила грудного ребёнка, и у малыша лицо немного покраснело. В таких случаях мы ничего сделать не можем, кроме как рекомендовать обратиться в поликлинику и ограничить сладкое. Но мы всё равно измерили температуру, послушали дыхание, осмотрели кожные покровы", – комментирует вызов Жазира.

После каждого вызова она вносит данные о пациенте в электронную базу. По её словам, пик обращений начинается обычно после десяти утра. Если вызовов нет, бригада возвращается на станцию и ждёт там.

"Мы стараемся не стоять на месте, потому что население может подумать, что мы не работаем", – говорит фельдшер.

Вид из машины скорой помощи

Но в этот раз ждать не пришлось. Как только бригада освободилась, спустя полторы минуты поступил второй вызов. Включается сирена, и водитель снова набирает скорость.

"В моей работе главное – скорость. Но я должен соблюдать баланс. Если слишком быстро едешь, то пациента может сильно растрясти. А если медленно, то его родственники будут на тебя сердиться за медлительность. Поэтому моя задача при оптимальной скорости не опоздать в любом случае. Бедная машина практически не отдыхает. Она одна, а водителей четверо. Зимой двигатель почти не выключаем, чтобы печка работала. Летом тоже, чтобы кондиционер был. Машину сдаём следующей смене чистую после мойки", – сообщил Роман.

Роман Туледиаров на рабочем месте

По его словам, есть четыре вида срочности вызовов. Если вызов первой срочности, то скорая должна доехать до места максимум за 10 минут. В основном такие вызовы бывают на ДТП, где есть серьёзно пострадавшие. На сутки водителю выдаётся 60 литров дизельного топлива. За смену бывает до 25 вызовов. В основном у машины часто ломается сцепление от частых переключений скоростей.

Пока едем, знакомимся со вторым фельдшером.

Ескендиру Ансагану 23 года. Работает на скорой в Астане полгода. До этого работал в родном Семее, где окончил медколледж. Стандартный график Ескендира: день и ночь он работает и два дня отдыхает.

"Самое минимальное, что я получал, это 150 тысяч. Иногда дополнительные смены бывают, когда вызовов много и людей не хватает. Это оплачивается дополнительно. Если брать дополнительно пару смен, то на руки выходит 170-180 тысяч. Чем больше стаж, тем выше зарплата. Хочу работать здесь. Менять работу пока не думал. Считаю, что мужчины-медики нужнее на "скорой", нежели в поликлинике. На этой работе можно максимум дорасти до старшего фельдшера", – поделился планами Ескендир Ансаган.

Фельдшер из Астаны Ескендир Ансаган

Бригада обслуживает левобережье Астаны (Есильский район), в том силе частный сектор, жилые массивы, дачи и пригородные сёла. Но если вызовов много, то бригаду могут перебросить и в другие районы столицы.  

"Диспетчеры координируют нашу работу и дают вызовы таким образом, чтобы "скорая" была рядом. В противном случае можем не успеть на вызов", – объяснил Ескендир.

Третий вызов, поступивший бригаде: у восьмилетнего ребёнка повысилась температура, которая по прибытии фельдшеров снизилась, так как мать дала ребёнку лекарства. Его осмотрели и оставили рекомендации матери.

"Необоснованных вызовов бывает много. Из-за них случаются задержки. Кто-то палец порезал, у кого-то ноготь отпал, просто послушать ребёнка вызывают. Бывает ещё, что ночью родители вызывают "скорую", из-за того что у ребёнка уже десять дней рвота. В таких случаях мы, конечно, везём его в больницу. А есть и те, кто до последнего терпит, даже если очень нуждается в медпомощи. Приезжаешь, а человек в критическом состоянии и говорит тебе, что не вызывал "скорую", потому что не хотел беспокоить нас", – рассказала Жазира.

Фельдшер из Астаны Жазира Нурпеис

Каждое время года, по её словам, сопровождается характерными вызовами. Например, поздней осенью и зимой много гриппующих, и наблюдаются массовые температура и кашель. Зимой также много вызовов из-за обморожений или травм, ушибов из-за гололедицы. Летом часто обращаются аллергики из-за реакции на пыльцу. Часто дети получаются травмы, упав с велосипеда или самоката. Самый спокойный период – весна. Но полного спокойствия у бригады не бывает, потому что люди с хроническими заболеваниями болеют постоянно, вне зависимости от времени года. "Хроники" при обострениях, по словам фельдшера, стабильно раз в несколько дней вызывают "скорую".

Нередки случаи и нападений на сотрудников бригады.

"В основном в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, когда забираем, например, человека из полиции. Пациент просыпается и потом может на нас наброситься. Это хорошо, что у меня помощник мужчина, и водитель помогает. А если оба фельдшера девушки, то трудно приходится. В таких случаях  передаём врачу "белый код". Это означает, что пациент агрессивный. Полиция вызывается. Во дворы частных домов, если хозяин не встретит, мы не заходим, потому что могут быть собаки. Безопасность у нас на первом месте", – рассказала Жазира.

Когда она начала работать на "скорой", её зарплата была примерно 90 тысяч. Сейчас она получает около 180 тысяч тенге.   

"Моя обязанность не только водить, но и помогать фельдшерам вытаскивать носилки, затем заносить их в салон, если пациент не может ходить. В такие моменты нельзя мешкать, и просто молишься Богу, чтобы пациент не ушёл. Вызовов много, потому что люди вызывают "скорую" по пустякам. Из-за таких вызовов мы можем не успеть к действительно нуждающимся в помощи", – добавил Роман.  

Иногда, по словам водителя, вызовов бывает так много, что в туалет некогда сходить.

"Если доставляем пациента в больницу, приходится быстро воспользоваться местным туалетом. Домой к людям не попросишься. Если совсем возможности не бывает, то предупреждаем диспетчера и отпрашиваемся. Наверное, видели фильм "Скорая". Вот примерно и у нас так", – смущается водитель.

"Главная проблема – это зарплата. В настоящее время 150 тысяч тенге, сами понимаете, в Астане – это не деньги. В столице аренда однокомнатной квартиры минимум столько стоит. А на что жить? Например, в Израиле, Турции, США, Латвии, Литве самая высокооплачиваемая работа в "скорой". Потому что именно она первым прибывает к пострадавшему. По сути это самая важная часть оказания медпомощи. Говорят, что зарплату поднимут в следующем году на 50%. У нас народ такой, когда плохо – "скорую" вызывают, а когда всё у них нормально – ругают нашу работу. Мол, опаздываете", – добавляет Ескендир.

"С одной стороны, думаю, что зарплата на нашей работе минимум 250 тысяч должна быть, но, с другой стороны, всё от потребностей человека зависит, и может и этих денег не хватать, если не будешь довольствоваться и этой зарплатой. Считаю, что постоянно жаловаться на правительство неправильно. Просто до народа деньги могут не доходить. Если бы каждый на своём месте честно выполнял свою работу, то ситуация была бы другая. Пока не искоренится коррупция, ничего не изменится", – резюмировал Роман.  

Фельдшеры скорой помощи Астаны спешат на вызов

Поступает очередной вызов. Мама малыша вызвала "скорую", чтобы их доставили в детскую больницу по направлению врача.

В 11.14 поступает четвёртый вызов. У ребёнка отёк Квинке. Водитель маневрирует между колоннами машин. Кто-то уступает, смещаясь вправо или влево, но есть и те, кто перед мчащейся на всех парах "скорой" едет как ни в чём не бывало, даже если "скорая" сигналит и дышит водителю буквально в затылок.  

Роман довозит бригаду ровно за три минуты. Водитель говорит, что сирена хоть и даёт ему право в экстренных случаях проезжать на красный свет светофора, но делать это нужно очень осторожно, так так при ДТП виноват будет водитель "скорой". Ему и ущерб возмещать.   

Диспетчеры станции скорой помощи в Астане

"В нашей работе даже одна минута играет роль в спасении человека. Поэтому установлены такие стандарты прибытия. Приходится быстро ездить и иногда выезжать на полосу встречного движения. Если проехать вообще невозможно, просим через старшего врача у Центра оперативного управления (ЦОУ) зелёный коридор (когда светофоры переключают на зелёный свет при приближении к ним "скорой"). Перед каждой очередной сменой мысленно желаю, чтобы люди не болели и тяжёлых случаев не было", – делится переживаниями водитель.  

"Очень быстро приехали. Меньше чем за пять минут. Спасибо", – поблагодарила мать ребёнка, садясь в "скорую". Их госпитализируют в детскую больницу.    

Первый фельдшер внимательно слушает рассуждения коллег.

"Если честно, здесь работают только те, кто любит свою работу. Без этого тут делать нечего", – говорит Жазира на прощание.

В тот день бригада обслужила более десяти вызовов и ночью – ещё 13. На столичной станции скорой помощи работает 70 бригад, плюс 50 поликлинических бригад. В сентябре станция получила 50 автомобилей. Дефицита кадров, по данным администрации, нет.


Читайте также: