За тех, кто в море
Принимать журналистов на судне – дело неблагодарное. Цепкий взгляд сразу же натыкается на ещё не высохшую краску. Видимо, для встречи гостей судно местами решили подкрасить. Сделали это почему-то то ли за день, то ли за два до приёма. В общем, передвигаться по кораблю пришлось очень осторожно, чтобы не прилипнуть к палубе и леерам. С другой стороны, если корабль красили поздно, значит, не готовились специально, а действовали по строго утвержденному плану. Значит, никакой отработанной на 100% показухи не будет, что само по себе хорошо. Так, впрочем, и вышло.
Слово капитана
Каспий спокоен. Полный штиль. Большая часть группы журналистов зашла на корабль «Жаик», остальные, среди которых был и я, – на малый сторожевой корабль «Шапшан». В переводе с казахского «Шапшан» значит «Быстрый». Как говорят моряки, судно оправдывает свое название. Новые немецкие двигатели позволяют развивать скорость в 38 узлов. Чтобы было понятно человеку с суши, это примерно 60-70 км/ч. Для этого класса судов скорость более чем приличная. «Шапшан» о боевых действиях знает не понаслышке. Прибыл он из Южной Кореи, где принимал участие в военном конфликте с Северной Кореей ещё в прошлом веке. Даже боевые «ранения» – следы от вражеских снарядов и пуль в обшивке корабля сохранились. Разумеется, во время ремонта в Казахстане эти следы были устранены. Теперь же уже под казахстанским флагом «Шапшан» обзавелся современными двигателями. Своеобразный «апгрейд» ждал и другие два корабля, прибывших вместе с «Быстрым». История их прибытия моряками и самим контр-адмиралом смакуется с особым удовольствием. За две недели семьдесят два наших моряка, а это три экипажа, были подготовлены к переходу. В Японском море наши моряки провели боевую стрельбу, после чего суда были погружены на сухогруз и доставлены до Мраморного моря. Гнать их своим ходом из Южной Кореи было бы не выгодно, пришлось бы оформлять кучу документов и договариваться, как минимум, с 15-ю государствами. Пока наши суда в течение 35 дней доставляли до берегов Турции, все три экипажа, прибывшие самолетами из Южной Кореи в Турцию, прошли пятидневное обучение на специальных тренажерах в военно-морском училище. А потом только что обученные, по сути, моряки отправились в свой первый переход.
– Тот же пролив Босфор был одним из трудных отрезков пути. Там движение сложнее, чем на машине по улицам Астаны и Алматы. Там тысячи судов, – рассказывает Главнокомандующий Военно-морскими силами РК капитан первого ранга Жандарбек Жанзаков. – Когда проходили участки на реках Дон и Волга, там вообще расстояние между нашими кораблями и встречными сухогрузами, которые по размерам более чем в 20 раз превышают наши корабли, было всего 2-3 метра. На реках очень мало места для маневров. Плюс пришлось проходить систему из 18 шлюзов канала им. Ленина между Доном и Волгой. Пройдя этот сложнейший маршрут, я могу сказать: назовите мне любую точку в мире, откуда нужно перегнать корабль в Казахстан, и я это сделаю. С такими ребятами я сделаю это с закрытыми глазами. Без проблем. Вот вам показатель нашей готовности!
По пути в Казахстан наши суда заходили в несколько турецких портов для обучения экипажа и изучения района. Пересекли Черное море, прошли Керченский пролив. Опять же для получения опыта зашли в украинские и российские порты Азовского моря.
Пожар по сценарию?
Традиционное спасение «человека за бортом» прошло без особых запинок. Муляж был поднят на борт, осмотрен бортовым медиком и отправлен на дальнейшее «лечение». Команда сработала слаженно, и даже снайперы, стоящие у борта, остались без работы. Дело в том, что человек в воде, если на нём спасательный жилет, но он потерял сознание, может быть заклеван чайками и даже атакован тюленями. В этом случае снайперы должны их отгонять. В мировой истории мореходства случаи нападения на человека чаек и тюленей случались, утверждают моряки. Оттого-то и ввели в сценарий спасения это требование. Следующий пункт показательных выступлений – пожар в машинном отделении. Огонь не успел распространиться, к счастью, его легко потушили… Хотя реально водой место горения охладить не удалось – пожарный шланг не то забился, не то ещё что-то с ним произошло. Моряки просто-напросто искусно имитировали обильное поливание из рукава, как будто так и было задумано с самого начала.
Поражение условной «мины», а на самом деле бочки объемом примерно двести литров прошло довольно удачно, но немного затянулось. Заместитель министра обороны РК контр-адмирал Ратмир Комратов за стрельбами своих подчиненных в прямом смысле наблюдал с открытым ртом – чтобы уши меньше закладывало. Когда процесс подготовки к открытию огня затянулся, контр-адмирал хотел было уже сам встать за артиллерийскую установку, но наконец моряки справились с пушкой и сделали выстрел. В цель попали, и «мина» пошла ко дну. Самое неожиданное случилось уже после стрельб. Артиллерийская установка 27 калибра, с которой и вёлся огонь, вдруг воспламенилась. Огонь охватил ту часть, где крепится магазин с патронами. К чести стрелков, которые только что уничтожили «мину», они не стали мешкать. Один из них, грубо говоря, прямо залез руками в пламя, выбил магазин и убрал его из огня. Что было бы, если бы боеприпасы нагрелись и начались самопроизвольно взрываться, даже предположить страшно. Командование смелость моряка оценило, отметив, что именно в таких экстремальных условиях и происходит проверка на мужество. Это и есть самая что ни на есть реальная подготовка. Если с этим не столкнуться на учениях, то в реальном бою к этому готов не будешь. К слову: в опасный момент почему-то сплоховали огнетушители – несколько десятков секунд, пока установка была охвачена огнем, воспользоваться ими так и не удалось.
Нас мало, но мы в тельняшках
На следующий день после морских стрельб журналисты были приглашены на торжественное принятие присяги в бригаду береговой охраны – войсковую часть № 25744, где воспитывают морских пехотинцев. Молодые бойцы, прибывшие в часть всего месяц назад, уже неплохо подготовились, продемонстрировав своим родственникам, командованию части и руководству Минобороны строевую подготовку, приёмы рукопашного боя, исполнение строевой песни… Более эффектное действо организовали морпехи со стажем. Демонстрация бесшумного устранения часовых, противостояние сразу нескольким противникам, разбивание досок руками и головой заставило публику долго аплодировать и кричать «браво».
Данная часть, воспитывающая морских пехотинцев, в Казахстане единственная. Оно и понятно – у других регионов выхода к морю нет. Так что выражение «Нас мало, но мы в тельняшках» здесь подходит как нельзя кстати. На различных совместных учениях и соревнованиях международного масштаба наши морпехи ни в чем не уступают, а во многом даже превосходят своих зарубежных коллег. К примеру, по словам командира части Каныша Абубакирова, совсем недавно наша морская пехота принимала участие в соревнованиях в Белоруссии. Там по своей подготовленности и слаженности наши морпехи опередили всех, даже российских бойцов.
– Мы сейчас ориентируемся на боевую подготовку не только бывших союзных республик, но и стран дальнего зарубежья. Изучаем опыт подготовки морской пехоты в США, Турции, России. Стараемся брать всё самое лучшее, что у них есть, – говорит командир бригады Каныш Абубакиров. – Один маленький пример: громкие слоганы типа «Кто мы? Морские пехотинцы!» или «Где мы, там победа!» доведены до автоматизма и обязательно выкрикиваются при отработке боевых приёмов. Это часть подготовки морской пехоты за рубежом, применяется сейчас и у нас…
По словам Каныша Абубакирова, именно так в зарубежной армии воспитывается уверенность и сплоченность всей команды.
Стоит отметить, что тем, кто сегодня служит на благо Родины в этой части, есть с кого брать пример. Наш земляк Хасан Махмутов, представитель морской пехоты, во время Великой Отечественной войны воевал в составе 120-й гвардейской Краснознаменной дивизии. Махмутов участвовал во многих крупных и ключевых сражениях, за что ему в 1944 году и было присвоено звание героя Советского Союза. О его смелости ходили легенды. В частности, в одном из боёв он уничтожил 6 пулемётных расчётов и около 50 вражеских солдат.
Старое корыто или добротное судно?
В целом к демонстрации казахстанского флота можно, конечно, отнестись скептически. Малые сторожевые корабли, подаренные Южной Кореей, многие коллеги называют не иначе, как устаревшими корытами. Возможно. Воспламенившаяся установка с несработанными средствами пожаротушения лишь усугубляет этот скепсис. Однако эти корабли выполнили на сегодня главную функцию: благодаря им в Казахстане было обучено несколько экипажей, готовых сегодня выполнять боевые задачи на судах любой сложности. Во всяком случае без особых на то затруднений. В ближайшие пять лет, как заверяют руководители военного ведомства страны, Казахстан приобретет еще 2-3 боевых и несколько обслуживающих кораблей. Один малый ракетно-артиллерийский корабль будет заказан на отечественном предприятии – Уральском заводе «Зенит». Ожидается, что в мае 2012 года он будет спущен на воду, а в августе после необходимых испытаний встанет на боевое дежурство. Бюджету это обойдется примерно в 5-6 млрд тенге. Кроме этого, как сообщил капитан первого ранга Жандарбек Жанзаков, Казахстан сегодня прорабатывает вопрос строительства большого ракетно-артиллерийского корабля водоизмещением более 500 тонн на одном из заводов России, Кореи, Турции или даже Франции.
– Военно-морской флот есть в Казахстане. Есть главком Военно-морских сил, есть Военно-морской институт, есть три экипажа кораблей, которые уже работают нормальным образом. В дальнейшем у нас уже утверждена концепция строительства Военно-морских сил до 2015 года, – говорит вице-министр Ратмир Комратов.
По его словам, для выполнения этой концепции в бюджете «уже заложены приличные средства». Помимо боевого оснащения Военно-морских сил параллельно идёт и материальное, заверяют генералы и полковники МО РК. Тот же вопрос с жильем для моряков решится полностью в течение пяти лет. В этом году специально для моряков сдается два общежития по 80 квартир, а в 2011 году сдадут ещё два дома по 120 квартир.
Быть или не быть?
Быть или не быть казахстанскому флоту? Этот вопрос перед руководством оборонного ведомства теперь не стоит. И во время пресс-тура по воинским частям стало понятно – казахстанскому Военно-морскому флоту быть однозначно! Правда, какой ценой? Хочется верить, что загребать жар чужими руками, в частности, руками рядовых моряков, здесь не намерены. Ну а для людей гражданских, таких, как мы, журналисты, главным желанием остается то, чтобы набирающему силу морскому флоту Казахстана не пришлось применять свои навыки и умения в реальных боевых действиях. Пусть седой Каспий на века остается спокойным…
Астана-Актау-Баутино-Астана Фото автора