Что стоит за известным обращением казахской интеллигенции к народу и президенту? Что происходит в казахской среде? Каково положение с казахским языком? Следует ли русским паковать чемоданы? – эти и другие вопросы мы задали Мухтару ШАХАНОВУ, одному из авторов нашумевшего «Письма-73», опубликованного почти во всех казахских газетах.

В письме говорилось о том, что казахи не хотят быть казахстанцами. И вот что думает по этому поводу экс-депутат мажилиса, поэт и писатель:

– 22 декабря 1994 года в газете «Казахстанская правда» было опубликовано обращение ведущих предпринимателей и банкиров страны к президенту республики, в котором есть такие слова: «В связи с введением новых паспортов исключить графу национальность, так как мы – многонациональный народ Казахстана – являемся одним народом и нацией – казахстанцами».

И тогда же я опубликовал стихотворение «Будущее Казахстана, или Американо-казахская нация». То есть нам навязывают создание некоей космополитической общности, по типу американской нации. Однако не будем забывать, что те же американцы возникли как народ на крови и костях ста пятидесяти миллионов индейцев, коренных аборигенов американского континента. Можно вспомнить, как в то время, на этапе освоения и покорения Америки, волонтерам-янки и добровольцам платили деньги за сданные уши и скальпы индейцев. Появилось даже такое ремесло – охотники за скальпами. Индейцев истребляли тысячами, сотнями тысяч. И мы что, этот «позитивный» опыт берем теперь себе на вооружение?

– Простите, но ведь обращение предпринимателей было озвучено давно. Еще в 1994 году. А казахи выступают только сегодня со своим письмом – опровержением данной идеи. Чем же вызвана такая задержка?

– Нет. Это совсем не так. Дискуссия в казахской среде ведется все это время. Мы и раньше, как и сегодня, не приемлем данную идею. Другое дело, что ситуация за последние несколько лет усугубилась. Обострилась. Идет интенсивная ассимиляция казахского народа. Ведь посмотрите, что происходит. Стоит только собраться нескольким казахам, как они тут же между собой начинают говорить на русском языке. Советский Союз о таком даже мечтать не мог. Я приведу страшные факты. Будем исходить из того, что Казахстан находился под эгидой России на протяжении трехсот лет. А теперь мы стали независимым государством. Но если раньше, в Казахской ССР, на конец 1991 года работал 8881 детский сад, и из них в 2233 детских садиках преподавание велось сугубо на казахском языке, а в 2501 детском саде оно было смешанным, то теперь ничего этого нет. Счет детским садам у нас сегодня идет на десятки и сотни. А ведь именно там закладывается основной языковой фундамент. Другие цифры. В то же время в стране у нас было порядка восьми тысяч культурных учреждений, в аулах и селах работало десять тысяч библиотек. А сейчас их нет. Во времена премьерства Кажегельдина, в рамках программы так называемой оптимизации, помещения библиотек и домов культур были распроданы за какие-то гроши. Чтобы сэкономить средства на зарплатах библиотекарей и культработников. Жалкие копейки.

За счет чего же теперь нам прикажете развивать казахский язык? На голом энтузиазме? На призывах и лозунгах? Нет. Нужны колоссальные вложения в эту сферу. Кропотливая работа. Легко разрушить то, что создавалось десятилетиями. Но вот так же легко восстановить – уже вряд ли получится.

– Я бы хотел здесь привести высказывание читателя на обращение казахской интеллигенции к народу и власти, в котором приводится такая мысль. – Мухтар Шаханов, – говорит читатель, – поднимает шум насчет казахского языка, ну почему бы ему тогда не заняться конкретным делом? Пусть бы занимался внедрением казахского языка в школах.

– А я и так занят конкретным делом. Простой пример – раньше на изучение казахского языка ежегодно выделялось 500 000 доларов. Это было издевательством. Сейчас богачи, к себе на день рождения приглашая зарубежных эстрадных артистов, за одну такую вечеринку выкладывают пятьсот тысяч. И это они еще не самых крутых звезд приглашают. А еще на пятьсот тысяч долларов можно заасфальтировать полкилометра дороги или купить один земельный небольшой участок. Вот и все.

А мы же, шумя, скандаля, выступая в казахских СМИ, на трибунах, доказывая везде и всюду свою правоту, сумели пробить на этот год два миллиарда семьсот миллионов тенге на развитие казахского языка. И это уже цифры иного порядка. Так разве это не конкретная работа?

– То-то должно быть чиновники возрадуются. Ведь украдут же они эти деньги? И опять финансы споют романсы. Не дойдут по назначению. Как пить дать.

– Ну, предположим, все не украдут. Надеюсь, половина да останется.

– Еще один вопрос. И опять в связи с нашумевшим обращением. Меня тут многие мои русские приятели спрашивают: скажи, говорят они мне, нам что, уже пора паковать чемоданы?

– Никто никого в Казахстане не вытесняет и не притесняет. Тут и доказывать никому ничего не надо. Однако суть-то не в этом. Я понимаю подоплеку вопроса. И отвечаю: ну вспомните, приведите хотя бы один такой факт, хотя бы единичный пример, чтобы Мухтар Шаханов выступил где-то против русского языка или против русской культуры? Я бы даже это иначе сформулировал. Пусть бросит в меня камнем тот, кто такое выступление сможет припомнить.

И вообще. Это странно как-то получается. Президент Путин, выступая у себя в Кремле, говорит о необходимости развивать русский язык. И в том числе у нас, в Казахстане. И ничего. Никто ему никаких упреков не предъявляет. Все сходит с рук. А стоит только Мухтару Шаханову на своей родной земле заявить о необходимости развивать свой родной язык, как его тут же спешат записать в оголтелые националисты, в фашисты. Это что за такие странные у нас стандарты? Что за такие вольности в обращении с ярлыками? Вы мне это можете объяснить? Нет? Ну тогда и Путина назовите фашистом. А как же иначе?

– Мухтар-ага, можно спорить долго по этому поводу, но я наших сановников где-то и понимаю. Они с детства отдают своих детей в специализированные школы, где те обучаются английскому языку. Затем отправляют их на учебу в Гарвард, Кембридж, чтобы их дети и внуки могли продолжить обучение. Так появляется новая казахская элита. Но разве это плохо – иметь западное образование?

– Наши сановники своих детей не смогли обучить казахскому языку. Ну хотя бы своих внуков не делали манкуртами. Ведь мы же не выступаем против английского или русского языков. Мы говорим лишь: дайте вначале своих детям и внукам образование на родном, казахском языке, пусть они проникнутся историей этой земли, культурой своего народа. А потом уже – пожалуйста – учите их английскому, русскому, да хоть китайскому. Но свой родной язык они должны знать. Я здесь расскажу одну турецкую притчу. Как-то одного старца спросили: сколько у вас детей? На что он ответил – полтора. А потом пояснил удивленным таким ответом собеседникам: вообще-то у меня трое взрослых сыновей. Они прекрасно образованы, знают компьютерную грамоту, язык программирования. Но при этом только один из них владеет в совершенстве родным языком, знает историю своей страны, ее традиции и обычаи. И через эти знания и приобретенный опыт он вышел на постижение мировой культуры. Вот его я и считаю за одного человека. А тех двоих, которые остались лишь просто образованными, я воспринимаю за половину человека. Ведь не зная боли своего народа, не умея ему сопереживать, разве могут они постичь душу нации?.. Такая вот рассказанная история.

Поэтому лично я считаю, что тот, кто не смог пустить глубокие корни на своей родной земле, проникнуться духовными ценностями своего народа, пусть он будет хоть президентом, премьер-министром или министром, все равно он останется лишь получеловеком.

– Мухтар-ага? Спрошу в заключение, поскольку ответ, ясный и четкий, я пока еще от вас не получил. Ну так как же все-таки нам быть с идеей казахстанской нации?

– Да никак. Надо все оставить как есть. И пусть казахи в Казахстане остаются казахами, а русские русскими. Нам разве это когда-то мешало жить и выстраивать между собой тесные дружеские отношения? Так зачем же нам пытаться друг друга неприменно ассимилировать?