"Молодость" Соррентино - это история о неумолимости времени, ускользнувшей куда-то вдруг молодости и увядающей красоте. По сюжету два друга пенсионного возраста отдыхают вместе в одном из элитных высокогорных курортов. Один из них - известный композитор, которого приглашают стать дирижёром на концерте для английской королевы (Майкл Кейн). Другой – именитый в прошлом режиссёр, который всё ещё пытается доказать, что он способен снять отличное кино (Харви Кейтель). Для съёмок в свой новый фильм он приглашает лучшую актрису своей жизни (её сыграла великолепная Джейн Фонда).


Фото http://www.festival-cannes.com/
Кадр из фильма Паоло Соррентино "Молодость"

С самого начала  "Молодость" полна медитативных кадров: мужчины в окружении потрясающих пейзажей и в компании прекрасной Рэйчел Вайс (она играет дочь композитора) отдыхают, как в рекламном буклете дорогого курорта: массаж, СПА-процедуры и прекрасные красавицы-топлесс в одном бассейне с гостями. Старики шутят друг над другом и ведут разговоры о животрепещущем: о простате, былых любовных победах и упущениях, и творческих успехах.

Фото http://www.festival-cannes.com/
Рэйчел Вайс в фильме Паоло Соррентино "Молодость"

Интересная деталь. Если фильм представляет известный режиссёр, то перед началом показа можно услышать, что собравшаяся публика кричит: "Рауль!". Перед фильмом Соррентино, кстати, участвующего в Каннском кинофестивале уже в шестой раз, тоже кричали о Рауле. Но о том, кто такой Рауль, знают только завсегдатаи. По одной из версий, когда-то французский кинокритик, носивший это имя, всё время опаздывал, но сеанс никогда не начинали без него. Когда он появлялся в зале, усаживался на место, то выкрикивал свое имя: "Рауль!" - это означало, что он на месте, уже можно начинать, и мотор запускали. Был ли этот персонаж на самом деле или это вымысел - никто не знает точно. В любом случае, сейчас это не больше, чем шутка.

Но вернемся в "Молодость". Лента получилась красивой, а благодаря сценам, взятым, будто из снов - полётам над Венецией; левитирующему монаху; коровам, "играющим" в оркестре под управлением маэстро - чарующей. Если картину Соррентино "Великая красота", за которую он получил "Оскара", называли римейком "Сладкой жизни" Феллини, то теперь в самобытном почерке Соррентино никто не сомневается и уже не называет модного итальянца "Феллини для бедных".


Трейлер к фильму Паоло Соррентино "Молодость"

Остроумные и колкие диалоги, блестящая игра двух актеров, Майкла Кейна и Харви Кейтеля, исключительное появление в кадре кинодивы Джейн Фонды, отличная работа Рэйчел Вайс, чья героиня страдает от предательства мужа, - всё это было. Но всё же всеобщее восхищение охватило не всех. Гламурная картинка для раскрытия одной из вечных тем - времени - не всем пришлась по вкусу.


Фото http://www.festival-cannes.com/
Кадр из фильма "Дипан" Жака Одиара

Другое дело, творчество Жака Одиара. Живой классик, мэтр французского кино, автор драматичных, но по-настоящему светлых фильмов, Жак Одиар представил на конкурс ленту "Дипан". Первый показ был в 8.30 утра, но уже в 7.00 у входа в кинотеатр имени братьев Люмьер стояли многочисленные поклонники его творчества. Причём с просьбой подарить лишний билет обращалась не только влюбленная в кинематограф молодежь, но и пожилые люди. Нужно очень любить мастера, чтобы в 7 утра в дождь оказаться на показе. Но ожидания того стоили: фильм получился душевным.

Фото http://www.festival-cannes.com/
Кадр из фильма "Дипан" Жака Одиара

В новом фильме месье Одиар вновь обращается к теме иммигрантов. На этот раз главным героем выступил беженец, бывший повстанец тамильских "Тигров освобождения" по имени Дипан. Он бежит из Шри-Ланки во Францию вместе с двумя приблудившимися соотечественницами – одну он выдает за свою дочь, другую представляет как свою жену. Вместе, не зная ни слова по-французски, они пытаются устроиться в чужой стране. Дипан идёт работать дворником в один из парижских спальных районов, "дочь" - в школу, а его "жена" готовит для одинокого старика. Несмотря на то, что теперь они в нескольких тысячах километрах от родного дома, война всё же настигает их, и им придётся вновь вступить в противостояние. На этот раз с местными преступниками.

Большинство людей знают только ту Францию, в которой есть Эйфелева башня, Каннский кинофестиваль, дорогая парфюмерия и лавандовые поля. И лишь немногие знакомы с настоящей жизнью простых французов, к примеру, из среды иммигрантов. Зато об их жизни хорошо знает господин Одиар. Для французов он не просто режиссёр, но и человек, который снимает о том, что действительно волнует общество.


Трейлер к фильму "Дипан" Жака Одиара

Как оценят "Дипан"  критики,  неизвестно, но рука мастера по-прежнему крепка и уверенна. Импонирует и то, что г-н Одиар из тех, кто не пытается угодить жюри и тем самым влиться в фестивальную конъюнктуру. Никаких спекуляций, тотальной жестокости и намеренно долгих кадров - только сама жизнь как она есть.

Напомним, что один из самых знаменитых фильмов Жака Одиара "Пророк" получал в Каннах Гран-при от жюри, а в 2012 году его лента "Ржавчина и кость" с Марион Котийяр в главной роли была среди претендентов на главную награду киносмотра. Пожелаем мастеру удачи.