Увы, в фильме снятом аж в трех странах, включая Таиланд и Испанию,  и обошедшемся «Казахфильму» в 3 миллиона долларов, громко можно похвалить лишь операторскую работу Сергея Козлова.  

Сегодня Ермек Турсунов подошел, пожалуй, к самой интересной точке в своей карьере -  ведь после премьеры «Кенже» в его творческой биографии разнополюсных картин 50 на 50. С одной стороны два фильма, которые глубоко взволновали общественность  и возвели  режиссера в статус пророка («Келiн» и «Шал»),  с другой – две не самые его удачные работы: несмешная стариковская комедия «Кемпiр» и его новое детище - фильм «Кенже».

«Кенже» - это история о двух братьях-сиротах, которые в силу обстоятельств становятся киллерами. Их  кровавый бизнес процветает, до тех пор пока младший брат не решает изменить жизнь и уйти из дела. Судя по картине, режиссер с самого начала не мог определиться, что же он снимает, - семейную драму или крутой экшен. Для драмы - недостаточно убедительно, для экшена - слишком много философщины. Сценарий выглядит схематичным и небрежным, и такие благодатные для драматургии темы, как родственные отношения и братская любовь, оказались раскрыты не до конца.

Актерский состав в «Кенже» выглядит как минимум интересным, хотя бы потому, что на экране все больше новых лиц. Правда, без российских актеров не обошлись: к примеру, старшего брата сыграл тувинский актер Эдуард Ондар. А вот младшего из братьев, того самого кенже, сыграл молодой казахстанский актер Жандос Айбасов. Удивительно, но несмотря на серьезные сценарные огрехи, исполнителю главной роли удается выглядеть на экране вполне прилично. Образ человека, съедаемого сомнениями и обидами, так подчеркивают беспокойные и грустные глаза актера.

Вероятно, судьба «Кенже» сложилась бы иначе, если бы режиссер лично присутствовал  на каждом сеансе, ведь слушать рассуждения г-на Турсунова о фильме куда интереснее. «Я считаю «Кенже» остросоциальной и политической картиной, - сказал Ермек Турсунов на пресс-конференции. – В ней заложены все драмы наших сегодняшних реалий. Внимательный зритель найдет в ней и девальвацию института семьи и всех наших ценностей, и трагедию в Жанаозене, когда брат стреляет в брата, словом, все».

Рассказывая об одном из кадров в «Кенже», где герой идет по дороге «в никуда», режиссер вспомнил, что это была самая дорогая сцена, которую снимали несколько дней. «Мне было важно снять эту сцену так, как я ее задумал: герой, который уходит вдаль, сливаясь с линией горизонта и превращаясь  в одну маленькую черную точку, как говорят казахи «кара домалак». Начало и конец всего».

И хотя поклонники редко прощают кумиров за свои напрасные ожидания, надежда на реабилитацию Турсунова в роли пророка от казахстанского кинематографа все же имеется. Прошлой зимой режиссер снял свой новый полнометражный фильм «Жат» («Чужак»). Основой послужила его собственная дипломная работа. «Все подробности сюжета я раскрывать не буду, скажу лишь, что история описывает судьбу нашего соотечественника, чья молодость пришлась на годы лишений - действие в фильме начинается в 1931 году, а заканчивается лишь в 1956 году, - рассказал Ермек. - Двадцатый век  был непростым для казахов – голод, революция, войны, репрессии. Страшное время, когда хотелось убежать  в горы и жить там одному. У нас в ауле был такой человек, звали его Жумахан, он был нелюдим и взрослые пугали им нас, детей. Они говорили: не будешь слушаться -  придет Жумахан  и сделает тебе обрезание! Пока это все, что я могу рассказать». Фильм  готовятся показать на кинофестивале в Венеции.  Надеемся, что отзывы будут только восторженные. Ведь Турсунов из категории тех, кому ошибаться нельзя. 

Loading...