Facebook самая популярная социальная сеть в мире. По данным портала Statista, на сентябрь 2017 года в Facebook 2 миллиарда активных пользователей. Высокие показатели активных пользователей и у других сервисов, которыми владеет компания Марка Цукерберга: WhatsApp, Facebook Messenger, Instagram.


Самые известные социальные сети в мире на сентябрь 2017 года по количеству активных пользователей (в миллионах)

У компании есть своё исследовательское подразделение – Facebook Research. На основании исследований внедряются обновления соцсети. Компания объясняет, что такова их политика:

"Возможности, которые мы предоставляем, требуют постоянных инноваций. Все, что делается в Facebook, подкреплено исследованиями. Мы считаем, что наиболее интересные исследовательские вопросы – это реальные проблемы. Работая с такими исследованиями, мы ежедневно расширяем границы наших продуктов".

Facebook Research занимается машинным обучением, работой с большим массивом данных, взаимодействием пользователей с продуктами компании, улучшением безопасности и конфиденциальности данных, виртуальной реальностью. Так что Facebook постоянно проводит эксперименты и внедряет новые разработки, но они не всегда оказываются удачными.

В феврале 2018 года соцсети Facebook исполнится 14 лет. За это время компания прошла и через неудачные разработки, скандалы и критику их политики. Informburo.kz рассказывает о последних неудачах самой большой социальной сети, изменении политики формирования ленты и казахстанском сегменте Facebook.

Критика Facebook

Некоторые разработки так и не нашли успеха у пользователей: виртуальные подарки (Facebook Gifts), почтовые адреса для пользователей (на домене @facebook.com), сервис скидок (Facebook Deals) и упрощённая версия для мобильных, в которой можно было только оставлять записи и добавлять друзей (Facebook Lite). Неудачные разработки неприятные мелочи по сравнению с общественными скандалами в отношении политики компании.

Facebook обвиняли в нарушении прав интеллектуальной собственности, разглашении личной информации пользователей, потворстве в распространении ложной информации и манипулировании общественным мнением.

Нарушение прав интеллектуальной собственности

Когда контент создаётся пользователем, то он считается результатом его интеллектуального труда и защищается законами об авторских правах. Но когда Facebook по каким-либо причинам удаляет страницы пользователей или определённые посты, то пользователи не могут получить этот контент обратно. Получается, что Facebook забирает у них авторские права, которые, в принципе, являются неотчуждаемыми.

Разглашение личной информации и утечка данных

В 2007 году Facebook запустил платформу для рекламы Facebook Beacon. Платформа собирала данные о пользователях из их профилей, а также отслеживала активность, причём не только в самой социальной сети, но и на других сайтах. Данные использовались для настройки рекламы. Согласие пользователей на сбор таких данных тогда никто не спросил. На Facebook подали коллективный судебный иск, и компания закрыла платформу.

В 2011 году Facebook открыл доступ к адресам и номерам телефонов пользователей другим сервисам. Компания объяснила это тем, что хотела упростить заполнение многочисленных форм и профилей в интернете: сервисы подставляли данные из профилей. Мало того что согласия пользователей опять не спросили, так еще и некоторые сервисы, получившие базы данных пользователей, начали их продавать.

В 2013 году произошла утечка номеров телефонов и адресов электронных почт 6 млн пользователей. Эти данные мог посмотреть любой неавторизованный человек. Те, кто загружал контакты друзей, получили доступ и к данным посторонних пользователей. Тогда компания заявила, что причина в техническом сбое.

Тогда же подтвердилась информация, что Facebook предоставляет данные пользователей Ассоциации национальной безопасности США, а также по правительственным запросам других стран. Начиная с 2013 года Facebook ежегодно публикует отчёт о правительственных запросах и информации, которую передал им. По Казахстану тоже есть данные: правительственные запросы были, но ни один из них не удовлетворили. Зато блокировали контент по предположительному нарушению законодательства по борьбе с терроризмом.

Отсутствие нормальной поддержки пользователей

Facebook часто критикуют за плохую коммуникацию с пользователями. Жалобы и ответы на них принимаются только с помощью формы на сайте. Это осложняет диалог с командой поддержки: пользователи получают ответы с отсылками на сайт со справочной информацией, крайне незначительную информацию или вообще игнорируются. Пользователям трудно понять, за что блокируют их страницы или какой-то контент, как это исправить и что учесть, чтобы ситуация не повторилась.

Манипулирование общественным мнением и ложная информация

Pew Research Center в 2016 году провела исследование и выяснила, что большинство граждан США читают новости и получают новую информацию на Facebook. Тогда же Facebook обвинили в том, что ее сотрудники корректировали алгоритмы отбора и показа новостей. Некоторым новостям присваивался специальный приоритет, а некоторые, в основном адресованные консерваторам, замалчивались. Компания давала несколько комментариев по ситуации, выражала сомнения, но в результате уволила группу новостных редакторов. После этого Facebook внедрил новые алгоритмы отбора новостей. Но многие издатели сошлись во мнении, что он снова проиграл: фальшивые новости быстро распространялись в лентах пользователей.

Один из примеров фальшивых новостей привел продакт-менеджер Facebook Самид Чакрабарти. В австралийском сегменте распространилась ложная новость, что первая мусульманка-депутат парламента отказалась возложить венки в национальный день памяти. После этого её страница была переполнена оскорбительными комментариями. Также он рассказал, что во время выборов президента США в 2016 году российские организации создавали и продвигали поддельные страницы на Facebook, чтобы повлиять на общественное мнение. Так Facebook стал информационным оружием. Самид Чакрабарти признал: социальные медиа способны влиять на демократию.

Он объяснил этим изменения в формировании новостной ленты. Компания тестировала отдельную вкладку для новостей в нескольких странах, но решила не внедрять изменения повсеместно. Вместо этого Марк Цукерберг заявил об изменении политики формирования новостной ленты: соцсеть создавалась для общения друзей и семьи, но стала инструментом для влияния политических сил, и он намерен бороться с этим. Фактически он пообещал понизить приоритет медиа и брендов в ленте и показывать больше постов друзей. Также в ленте будут чаще появляться посты, которые обсуждаются в комментариях. Новую политику сразу начали критиковать.

Лайк – новый наркотик

Сооснователь и первый президент Facebook Шон Паркер рассказал изданию Axios, что при создании социальной сети команда думала в первую очередь о том, как эффективнее использовать человеческие слабости. Сейчас он об этом немного жалеет.

Он заявил, что с самого начала задачей FB было правильно сыграть на человеческих слабостях. Реакции друзей на посты (лайки, шэры и комментарии) приводят к тому, что у человека вырабатывается дофамин (гормон удовольствия) и он проводит в соцсети всё больше времени. По словам Паркера, Марк Цукерберг всегда это осознавал.

О том же рассказал Чамат Палихапития, бывший вице-президент FB. Он утверждал, что соцсети становятся дофаминовым наркотиком и позволяют очень легко управлять массами, принося вред демократиии.

Новая политика формирования ленты пользователей

Многие считают, что изменение ленты не повлияет на распространение ложной информации. Ведь её могут размещать сами пользователи, чьи посты будут показываться друзьям и распространяться дальше. Колумнист Эндрю Кин из США назвал эту политику переставлением стульев на "Титанике". Он считает, что Facebook нуждается в более радикальных изменениях. Пользователей не устраивает обмен своих данных для показа рекламы на использование соцсети. Это не в их интересах.

Так что стоит вопрос, что будут распространять пользователи: посты от проверенных СМИ или ложные источники. И что они станут комментировать.

О том, как новая лента повлияет на бренды, Informburo.kz спросил Никиту Ермолаева из рекламного агентства "Комбинат". Никита рассказал:

"Вся эта новая политика появляется раз в полгода. Она всегда заточена на то, чтобы меньше показывать рекламный и вообще контент от страниц брендов и медиа, а больше показывать постов от пользователей. Вы же заходите в интернет не для того, чтобы посмотреть там рекламу. Если вам интересен какой-то банк или ресторан, то вы зайдёте конкретно на его страницу и посмотрите публикации. Люди идут в интернет, чтобы развлечься. Это и делает Facebook: показывает посты от друзей, развлекательный контент, который будет вызывать обсуждения и эмоции. И это на самом деле круто, и лично меня очень радует. Потому что в ленте станет меньше плохого контента. Все эти чашечки кофе с подписью "Доброе утро, мои родные! Хорошего всем настроения!" уже давно не работают, но до сих пор переполняют ленту. Это такой естественный отбор: брендам придётся менять стратегию и делать качественный и интересный контент. Или они исчезнут из ленты вообще и их никто не увидит. Я считаю, что это просто прекрасно. Вся реклама станет в разы интереснее".

Казахстанский сегмент Facebook

По данным исследования компании Brand Analytics за май 2017 года, в Казахстане больше всего активных пользователей в "ВКонтакте" (2,1 млн) и в Instagram (734 тыс.). Facebook сильно отстаёт: здесь всего 356 тыс активных пользователей.

Никита Ермолаев рассказал Informburo.kz, почему казахстанцы больше предпочитают "ВКонтакте" и Instagram:

"Это вообще логичная тенденция. Если посмотреть на 5-10 лет назад, когда был популярен ЖЖ (Живой Журнал) и блог-платформы, то люди читали длинные тексты. Но, как и всегда, всё движется в сторону упрощения. Появился Facebook, стали читать более короткие посты, затем Twitter, где вообще мало текста. А потом появился Instagram. Чтобы получить свою порцию тщеславия, не нужно что-то копать, искать и писать. Просто делаешь селфи. Сейчас, по-моему, людям даже селфи делать лень, поэтому они снимают сториз и не парятся. Так и поступают многие блогеры. Это не хорошо и не плохо. Так во всем мире, не только в Казахстане. Просто визуальный контент в принципе более интересный для людей, более привлекательный. Это проще, чем вдумчиво читать длинные тексты. При этом, если говорить о распространении контента, длинные тексты равно остаются популярными и расшариваемыми. Их читают и делятся, если они качественные".

Никита отметил, что в целом казахстанский сегмент не имеет особых отличий от других сегментов Facebook. Хотя есть специфика в том, что интересует казахстанских пользователей. По статистике компании Socialbakers, самое большое количество подписчиков у страниц боксёра Геннадия Головкина, бренда Samsung (официальная страница для Казахстана) и команды Astana Pro Team. За последний месяц (декабрь 2017 – январь 2018) больше всего подписчиков прибавилось у страниц "Университет НарХоз", Kaspi Bank, Halyk Bank, Toyota Kazakhstan и I Love Almaty.

Сам Facebook, очевидно, настроен на развитие в Казахстане. На сайте компании появилась вакансия специалиста по работе с казахстанским сообществом. Сотрудник будет искать нарушения правил использования Facebook в казахстанском сегменте, отвечать и помогать пользователям, столкнувшимся с проблемами, проверять контент, в том числе и на казахском языке.