С вашей банковской карточки пропали деньги. Кто виноват и что делать? Случается, что это происходит из-за каких-то ошибок или непрофессионализма работников банков, но есть и вполне законные основания для блокировки карт и изъятия средств.

Рассказываем, в каких случаях грозит арест счёта и как добиться его снятия.

Как происходит внезапное снятие денег?

Ардак Букеева из Алматы рассказала, что в Нурбанке на неё оформили потребительский кредит на 400 тысяч тенге. У займа, по её словам, уже идёт годовая просрочка, но с ней никто из банка не связывался, зато были сняты средства с её счетов.

"О том, что на моё имя был взят кредит, я узнала случайно, когда у меня стали исчезать деньги с зарплатной карточки ForteBank. Оказывается, их отправляли в погашение этого кредита. Позже я узнала, что Нурбанк, помимо блокировки счёта в ForteBank, очистил целиком мой депозит в Kaspi Bank. Как узнала? Хотела снять деньги на коммуналку и житьё", – говорит женщина.

Этот как раз тот случай, когда деньги изымаются по платёжному требованию. Если заёмщик при заключении договора займа даёт согласие на безакцептное списание денежных средств со всех банковских счетов, то при появлении просрочки по кредиту банк может изъять его средства с помощью этого инструмента с других банковских счетов. Без него банки будут взыскивать долги через суд, а заёмщик понесёт судебные расходы.

Ардак Букееву возмущает, что банк не известил её о существующей задолженности.

"На мой взгляд, это нарушение конституционных прав, прав частной собственности. Как вообще они могут распоряжаться моими счетами как своими, не ставя меня в известность?! Найти человека сейчас не проблема. У меня ИИН тот же, адрес тот же. Я никуда не переезжала", – жалуется Букеева.

Она считает, что кредит кто-то оформил на неё по утерянному больше двух лет назад удостоверению личности.

"Я считаю, что сотрудники банка должны были это проверить, прежде чем выдавать кредит. У них есть фотография женщины, которая обращалась за деньгами, они мне её показали. Сказали, что будут проводить внутреннее расследование и почерковедческую экспертизу. Это займёт время. Пока же я числюсь в списке неплательщиков", – рассказывает Ардак Букеева.

Когда будут возвращены деньги, она не знает. Она говорит, что банк завершил внутреннее расследование и обратился с заявлением в полицию.

Каким образом можно предотвратить неприятности?

Схожая история произошла с другим алматинцем Маратом Абдрахмановым. Летом 2014 года он потерял удостоверение личности, после чего перевыпустил новое. Через год мужчина собрался купить машину, планировал 70% её стоимости оплатить личными сбережениями, а оставшиеся 30% взять на 12 месяцев в Kaspi Bank. Тут всплыла просроченная задолженность, и опять в Нурбанке – кредит от 2015 года. Марат утверждает, что кредита он не брал.

"Узнал я об этом случайно в автосалоне, когда проверяли, не нахожусь ли я в списке должников. Мошенник оформил на моё имя потребительский кредит в 330 тысяч на покупку айфона и телевизора. До того как получить кредит в Нурбанке, он обошёл и другие банки. Это происходило в январе и феврале 2015 года, банков десять ему отказали", – говорит Марат Абдрахманов. Он также упомянул, что после его обращения в Нурбанке стали расследовать этот факт.

Абдрахманову повезло больше, чем Букеевой: его счета никто не блокировал и деньги с карточек не снимал. Расследование было долгим, из списков неплательщиков Марата убрали только через 10 месяцев. На этом неприятности не закончились, но во второй раз мужчина сумел предотвратить нелегальное оформление кредита на своё имя.

"После случая с Нурбанком я подключил подписку Первого кредитного бюро и теперь получаю уведомление о том, что кто-то запросил мою кредитную историю. Как правило, это делается перед выдачей кредита. И вот летом 2018 года мне пришло такое сообщение. Я сразу отправился в банк, который запрашивал мой персональный кредитный отчёт. Оказалось, что всплыло моё самое первое удостоверение, которое я поменял в 25 лет. У него номер старый, но ИИН тот же. Сотрудники отдела безопасности банка тут же разослали информацию всем своим филиалам о том, чтобы кредиты по этому удостоверению не выдавались", – говорит Марат Абдрахманов.

Ваш счёт могут арестовать по трём основаниям

Арест банковского счёта – это приостановление расходных операций. Ограничение накладывается на суммы определённого размера.

Существуют три основные причины ареста денег на счетах компаний и физлиц:

  • Невыполнение обязательств перед госорганами (например, задолженность по налогам);
  • Просроченный кредит или другие обязательства перед банками;
  • Постановление суда.

Банк также может заблокировать ваш счёт, если заподозрит в мошенничестве, отмывании денег или содействии террористам. Открыть счёт в другом банке не получится, пока не снят арест по вашему текущему счёту.

Правила наложения ареста и взыскания денег прописаны в 51-й статье Закона РК "О банках и банковской деятельности". Запрещается взыскивать деньги со счетов, предназначенных для зачисления пособий и социальных выплат, алиментов, выплат жилищных строительных сбережений граждан, накоплений по договорам об образовательном накопительном вкладе. Такие счета должны быть открыты в режиме специальных счетов, с которых взыскание запрещено, подчёркивает Нацбанк.

Как вы можете снять арест с банковского счёта?

Если арестован счёт компании, её бухгалтеру необходимо проверить, сданы ли все декларации и отчёты, оплачены ли все налоги, штрафы и пени. Обнаружив свою ошибку, устраните нарушения – этого будет достаточно для того, чтобы арест был снят.

Бывает, что налоговая служба сама списывает средства со счёта компании: выставляет блокировку и высылает в банк инкассовое распоряжение – платёжный документ, используемый для изъятия денег с банковского счёта отправителя денег без его согласия. Поэтому прежде чем оплачивать долги, удостоверьтесь, что банк не отправлял инкассо, иначе вы дважды потеряете деньги.

Если счёт заблокирован по ошибке, об этом необходимо уведомить банк, представить документы, подтверждающие отсутствие нарушений, и арест будет снят.

Со счетов физических лиц банки вправе взыскивать деньги в безакцептном (бесспорном) порядке, если их клиенты, к примеру, не гасят кредиты. Банк-кредитор направляет платёжное требование в другие банки, где есть счета должника. Получив платёжное требование, банки исполняют его – этого требует закон.

"Такое взыскание ограничивается в пределах 50% от суммы денег, находящейся на текущем счете, и (или) от каждой суммы денег, поступающей в последующем на банковский счет заёмщика", – рассказали в Нацбанке о нормах, предусмотренных пунктом 6 статьи 32 Закона "О платежах и платёжных системах".

Однако и здесь случаются ошибки, когда банки нарушают закон и взыскивают со своих клиентов суммы, превышающие их долг, либо арестовывают счета по ошибке. В Нацбанке это открыто признают.

"В 2018 году банками допускалось нарушение указанного требования законодательства. При этом некоторыми банками взыскание денег в сумме просроченной задолженности по займу без согласия заёмщика осуществлялось на основании платёжного ордера без соблюдения ограничения по списанию денег в размере не более 50% от денег клиента, за что Национальным банком были применены к банкам соответствующие меры воздействия", – сообщают в финрегуляторе в ответе на официальный запрос Informburo.kz.

Как получить персональный кредитный отчёт?

Это делается в Первом кредитном бюро. Для этого у вас должна быть электронно-цифровая подпись (ЭЦП) и платёжная карта. Один раз в год свою кредитную историю можно получить бесплатно (в этом случае карточка не нужна). Повторный запрос в течение года можно сделать за 400 тенге. Кроме того, можно подключить услугу ПКБ "Контроль кредитной истории", подписка на год стоит 2400 тенге, в которую также входят пять бесплатных отчётов.

"Если вы не согласны с какими-то данными, отражёнными в вашей кредитной истории, у вас есть возможность выразить своё несогласие с помощью услуги "Оспаривание кредитного отчёта". Она доступна круглосуточно на портале электронного правительства Egov.kz в разделе "Налоги и финансы" – подраздел "Экономика и финансы", а также на нашем сайте", – отметили в Первом кредитном бюро.

Специалисты ПКБ также рекомендуют незамедлительно обращаться в банк, если вашу карту заблокировали или сняли с неё деньги без вашего ведома.

Как обезопасить себя и свои деньги?

Юрист Аскар Каймаков даёт несколько советов, как оградить себя от возможного ареста денег на счету.

"В первую очередь нужно следить за надлежащим исполнением всех своих обязательств перед третьими лицами. Тут немаловажно проживать по адресу регистрации, так как налоговые уведомления приходят именно туда. Ещё удобнее зарегистрироваться в "Кабинете налогоплательщика" и получать информацию оттуда. Также рекомендовал бы пользоваться сервисом "Реестр должников" на сайте Министерства юстиции РК", – говорит Аскар Каймаков.

По его словам, снятие ареста – дело одного рабочего дня, но всё зависит от деталей.

"Если арест наложил судебный исполнитель, то в большинстве случаев он снимет свой арест не позднее следующего рабочего дня, после того, как вы с ним рассчитаетесь. То же самое касается и просрочки по банковскому займу, а также исполнения налоговых обязательств, хотя в последнем случае бывает, что налоговики тянут с отменой обеспечительных мер", – поясняет Каймаков.

Если же вы закон не нарушали, а стали жертвой мошенников, то вам придётся доказывать свою невиновность в суде. В таких случаях обычно нужна помощь.

"В первую очередь необходимо обратиться к тому, кто наложил арест (в банк или к ЧСИ), узнать все подробности, ознакомиться с соответствующими материалами. После этого, если выяснилось, что кредит был получен по подложным документам, необходимо немедленно обратиться в правоохранительные органы с заявлением о совершённом преступлении, а также в суд для признания сделки недействительной. Также рекомендую одновременно обратиться в управление по защите потребителей финансовых услуг Национального банка и обжаловать действия лица, наложившего арест в судебном порядке. Во всех таких случаях я бы настоятельно рекомендовал обратиться к профессиональным юристам", – советует Аскар Каймаков.

Он сообщил, как именно определяют, кто брал кредит.

"В первую очередь это, конечно, судебно-графологическая экспертиза, которая должна опровергнуть подлинность вашей подписи на документах, на основании которых был получен заём. Остальные процедуры суд и орган уголовного преследования будут принимать, исходя из конкретной ситуации", – говорит Каймаков.

В Нацбанке просят сообщать о каждом подозрительном факте

Начальник управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Александр Терентьев призывает сообщать о всех нарушениях платёжного законодательства со стороны банков.

"По вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг обращайтесь напрямую ко мне +7-701-111-04-71, а также размещайте свои вопросы на моей личной странице в Facebook. При необходимости получения консультаций желательно писать на WhatsApp либо на почту: tal@nationalbank.kz, там я смогу подсказать контакты специалистов", – написал в Facebook Александр Терентьев.

Вопросы также можно задавать через мобильное приложение "НБК Online" либо web-версию NBK Оnline. Ответы будут представлены в течение суток.