А что такое JAC?

Основанный в 1964 году, JAC Motors – это китайский автопроизводитель, входящий в топ-10 автозаводов Китая, который ежегодно производит более 700 тысяч автомобилей – легковых, кроссоверов, грузовиков и шасси для автобусов. Компания входит в список 100 ведущих индустриальных предприятий мира. В 2012 году JAC Motors получила престижную китайскую премию "Бренд, рекомендованный для экспорта", которая подтверждает наличие системы управления качеством предприятия в соответствии с международными стандартами. Сегодня компания является лидером по экспорту средних грузовиков и шасси для автобусов среди китайских брендов. JAC Motors стала первой автостроительной компанией, получившей высшую государственную награду за качество продукции – China Quality Award.

Ок. Допустим, JAC – популярная китайская марка. А при чём здесь Казахстан?

JAC Motors стал вполне естественным выбором при решении вопроса, какие бюджетные автомобили следует производить на заводе "СарыаркаАвтоПром" в Костанае. Ещё в 2015 году СМС и Группа компаний "Аллюр" подписали первый договор о сотрудничестве, в рамках которого китайская сторона инвестировала в казахстанское автопроизводство 7,5 млрд тенге. Чуть позже СМС приняла решение о приобретении части акций – инвестиционное соглашение о вхождении китайского партнёра в капитал АО "ГК "Аллюр" было подписано в рамках визита Нурсултана Назарбаева на автомобильный завод в Костанае в ноябре 2017 года. Это укрепило позиции бренда JAC, который выпускается с 2015 года, в Казахстане и Таможенном союзе.

Что решили производить?

В первую очередь в Костанае в 2015-м освоили производство автомобилей в самом массовом сегменте рынка – компактных кроссоверов JAC S3 и S5. Затем – среднетоннажных грузовых автомобилей и автобусов ANKAI (сокращение от Anhui-Kässbohrer – наследника славной немецкой фирмы Kassbohrer-Setra).

А на решение о старте производства электромобилей JAC повлияли внешние факторы, такие как усугубляющаяся из года в год экологическая обстановка в главных финансовых центрах страны, нацеленность руководства Казахстана на развитие чистой энергетики, возобновляемых источников энергии и экологичных видов транспорта, которую продемонстрировали на ЭКСПО-2017 в Астане. Ну, и общемировые тенденции в развитии автостроения.

Электрокары – один из главных технологических трендов в развитых странах. В 2017 году в США на бюджетную Tesla Model 3 предзаказ оформили 400 тысяч человек. Многие получат заветный электромобиль только через 1,5 года. В Германии в 2016 году приняли резолюцию о полном запрете производства автомобилей с ДВС с 2030 года. А в Японии в 2017 году число электрозаправочных станций превысило количество АЗС. Всё это предпосылки к дальнейшей популяризации более экологичного вида транспорта.

В середине 2016 года АО "ГК "Аллюр" и СМС приняли стратегическое решение о старте производства электромобилей в Костанае. Соседние Россия, Белоруссия, Украина в теме уже с 2013 года. Например, в Украине уже более 4000 электромобилей, а ежемесячные продажи исчисляются сотнями. В Таможенном союзе столь бурное развитие электромобилей сдерживается необходимостью соответствовать жёстким техническим требованиям ТС. С одной стороны, Казахстану нужен современный автомобиль, который соответствует требованиям безопасности (в том числе и требованиям к защите пешеходов). С другой стороны, нужен определённый объём продаж, чтобы оправдать затраты на испытания, адаптацию, сертификацию и освоение производства. Если серьёзный объём продаж обеспечить пока не получается, нужен серьёзный инвестор, который может позволить себе значительные вложения с долгосрочной перспективой возврата.

Такой инвестор нашёлся в лице компании JAC Motors. JAC производит электромобили с 2011 года и накопил достаточный опыт: его новейшая модель уже пятого по счёту поколения JAC iEV7S входит в пятёрку лучших китайских электромобилей.

Япония, Германия и Китай впереди планеты всей. С чего вы взяли, что что-то получится в Казахстане?

Стопроцентной гарантии нет, ведь мы живём в динамично меняющемся мире. Но есть предпосылки для успеха развития более экологически чистого вида транспорта в Казахстане. Например, Президент Нурсултан Назарбаев считает что будущее за экологически чистым транспортом, поэтому поддерживает идею внедрения электромобилей. Около 50% вредных выбросов попадают в атмосферу в районе Алматы из выхлопных труб автовладельцев, поэтому руководство страны и города видит в электромобилях одну из возможностей улучшить экологическую ситуацию. В городах уже действует программа по развитию инфраструктуры электротранспорта и строительству сети из 120 зарядных станций. Такая же тенденция просматривается в стратегиях развития крупных игроков мирового автопрома. Например, компания Peugeot с 2025 года перестает выпускать машины с двигателями внутреннего сгорания.

Популяризацию электромобилей в Казахстане поддерживает не только Президент, но и министр энергетики Канат Бозумбаев. В 2016-2017 гг. Бозумбаев неоднократно высказывался о том, что и сам не против пересесть на электрокар, если стоимость покупки снизится. Есть вероятность, что он скоро выполнит обещание.

Читайте также:

Будущее Алматы и Астаны за электрокарами. Что нужно о них знать?

А что значит это "iEV7S"?

"7" означает "седьмое поколение". Правда, первые два так и не вышли на рынок – серийное производство электормобилей JAC началось в 2011 году с модели i3. "Седьмое" поколение от предыдущих отличают улучшенные характеристики, увеличенный пробег на одной зарядке и наличие батареи китайского производства.

Китайцы перехватывают лидерство у корейских фирм в производстве этого важнейшего и самого дорогого компонента электромобиля. Если в 2016 году Tesla запустила Gigafactory мощностью 35 ГВт батарей Panasonic в год, то в Китае с 2015 по 2020 год будут построены заводы по производству 52 ГВт батарей. Ранее в 2017-м корейская LG Chemi уже запустила фабрику в китайском Няниге мощностью 7 ГВт, Foxconn – фабрику на 15 ГВт в провинции Анхой, недалеко от завода JAC.

А как приняли решение производить именно эту модель?

В 2016-2017 годах на заводе "СарыаркаАвтоПром" была произведена пробная партия из 27 электромобилей JAC пяти моделей: JAC EV4, EV5, EV6S, EV6E, EV7. Их распределили для длительного тест-драйва между потенциальным потребителями, популярными лицами, экспертами в области электромобилей. Лучше других проявил себя мини-кроссовер JAC iEV6S. Из пяти тестируемых моделей он показал наилучшую приспособленность к казахстанским климатическим и ландшафтным условиям.

В октябре 2017-го iEV6S на конвейерах сменил усовершенствованный последователь JAC iEV7S. В модели iEV7S применяется самая современная система жидкостного охлаждения/подогрева батареи. Ёмкость батареи в новой модели увеличена с 33 до 39 кВт/ч, благодаря чему запас хода вырос с 251 до 280 км. Если же двигаться не быстрее 60 км/ч, то можно проехать все 350 км. Зарядка аккумулятора с 0 до 80% в быстром режиме занимает 60 минут, с 0 до 100% – 90 минут. В стандартном режиме зарядка батарей от 0 до 100% занимает семь часов. За 11 секунд электрокроссовер разгоняется до 100 км/ч, а его предельная скорость достигает 130 км/ч.

В июле 2017 года JAC iEV7S принял участие в национальных соревнованиях China Car Performance Challenge и стал чемпионом в классе серийных электрических кроссоверов во всех четырёх дисциплинах, включая гонку на время и "лосиный" тест (испытание автомобилей на устойчивость во время экстремальных манёвров).



Расскажите ещё о костанайском электрокаре

Это городской кроссовер, куда комфортно помещаются пять человек, длиной 4 метра 135 см, шириной 1 750 см и высотой 1 560 см. Модель украшена знаковыми для электромобилей JAC голубыми деталями экстерьера. Зарядные разъёмы расположены на носу, за сдвижной дверкой под логотипом. Экстерьерное решение пятидверного паркетника нового поколения выполнено в лучших традициях компактных SUV и кроссоверов.

Двухцветный салон, частично отделанный искусственной кожей, остался от предыдущей модели, как и медиацентр с восьмидюймовым дисплеем и шестью динамиками, принимающий голосовые команды. Зато по сравнению с предыдущим поколением добавились камеры кругового обзора на 360%, автоматический стояночный тормоз с электроприводом, запуск без ключа и система удержания электромобиля на склоне.

Коробки передач у электромобиля в привычном понимании нет вообще – электромотор обеспечивает достаточно тяги во всём диапазоне скоростей. Так что управление электрокаром даже проще, чем автомобилем с автоматической коробкой передач – вы просто двигаете джойстик в положение "драйв" и едете. Никаких рывков, подхватов, затыков, задержек. Если нужно разогнаться, нет необходимости переключаться на пониженную передачу: вы просто нажимаете педаль "газа" – и электромобиль ускоряется. Не надо беспокоиться, что сгорит сцепление или потечёт сальник, – в электрокаре их нет.

Где и когда можно будет приобрести электрокар в Казахстане?

Старт серийного производства JAC iEV7s в Казахстане намечен на первый квартал 2018 года. В Казахстане уже к лету будет организована сеть авторизованных дилерских центров с необходимым специальным оборудованием и обученным персоналом, которые будут продавать и обслуживать электромобили. В первую очередь это будут собственные дилерские центры Allur Auto в Астане и Алматы.

JAC iEV7s в таких салонах будет стоить от 7,5 миллиона тенге в зависимости от комплектации. Предзаказ можно оформить уже сейчас.



Как и где можно протестировать электрокар перед покупкой?

Потестить JAC iEV7S можно будет, как только он пройдёт процедуры сертификации и омологации, поступит в серийное производство и начнёт реализовываться в рознице. В каждом дилерском центре, который получит право продавать и обслуживать электромобили, будет доступна услуга бесплатного тест-драйва. По планам Allur Auto это произойдёт уже во втором квартале 2018 года.

Где и как можно починить электрокар, если что-то пошло не так?

Несмотря на то что мы говорим об электромобиле, а не об автомобиле с ДВС, процедура в таких случая применяется совершенно стандартная. Если случай гарантийный, вы приезжаете в дилерский сервис, и вам в установленный срок устраняют поломку. В некоторых случаях владельцу могут дать другой электромобиль на время ремонта, чтобы человек не остался без средства передвижения. Услуга будет распространяться только на гарантийные случаи.

Уже к лету 2018-го в Казахстане будет организована сеть авторизованных дилеров, оснащённая необходимым оборудованием и обученным персоналом с правом продавать и обслуживать электромобили и производить гарантийные и плановые ремонты.