График с 09.00 до 18.00, отсутствие перемен и монотонность офисной жизни могут вызвать у человека хроническую усталость, стресс и депрессивные расстройства. Чтобы не доводить свой организм до истощения душевных и физических сил, соблюдайте следующие 12 правил.

№1. Не пропускайте обед

Используйте положенный вам перерыв по максимуму, чтобы и подкрепиться, и отдохнуть. Не стоит есть "без отрыва от производства". Во-первых, обед за компьютером хуже усваивается, во-вторых, вид жующего человека и запах его еды, наверняка, вызовут раздражение у его коллег.

Во время обеда смените обстановку: пройдите с ланчбоксом на кухню или в столовую; устройте на улице пикник, если рядом есть парк и позволяет погода, – вы будете не только сытым, но и более полезным в оставшейся половине дня.

№2. Проветривайте помещение

Для продуктивной работы мозгу нужен свежий воздух. Кондиционеры заменить его не могут, хотя и создают комфортные условия, поэтому либо устраивайте санитарные пятиминутки, открывая окна и двери нараспашку во время отсутствия чувствительных к сквозняку коллег, либо выходите на улицу подышать. Это необходимо для здоровья и хорошего настроения. Работая в душном кабинете, уже через полдня вы почувствуете усталость и сонливость, а к вечеру и вовсе наступит полный упадок сил.

№3. Делайте самомассаж

Офисные сотрудники часто жалуются на боли в шее, руках и пояснице. Как правило, всё это вызывает сидячий образ работы. Избавить тело от болезненных ощущений помогает массаж и зарядка. Главное – делать их систематически, при первых ощущениях дискомфорта от однообразной позы.

В Японии, к примеру, офисные работники обязательно делают планку после определённого времени работы за компьютером.

Даже если у вас нет времени на то, чтобы встать с кресла/стула и сделать повороты и наклоны, сделайте разминку прямо за монитором. Уделите пару минут тому, чтобы помассировать мочки ушей, растереть виски и пощипать пальцами брови. Такое воздействие на биологически активные точки улучшит вашу память и концентрацию. После этого разомните шею, вращая головой в разные стороны, а затем потрите кисти рук и пальцы.

Движения должны быть плавными. Пощиплете затылок, а затем закройте ладонями глаза на 30 секунд. Ваши глазные мышцы расслабятся, и после такого релакса вы приступите к работе с новыми силами.

№4. Избавляйтесь от мусора

Не накапливайте на столе предметы, которыми не пользуетесь. Неактуальные папки и документы уберите в архив, лишние предметы и ненужные бумаги выбросьте. Если поддерживать чистоту не получается в течение дня, останьтесь, например, в пятницу после работы и разгребите весь хлам. Почистите и память компьютера, удалите ненужные файлы. С чистотой и порядком перед глазами вы обретёте ясность мыслей, необходимую для продуктивной работы.

№5. Меняйте образ

Не носите одну и ту же одежду каждый день. Любимые рубашки и джинсы должны отдыхать от вас, а вы от них. Окружающим всё равно, что на вас надето, изменения в облике нужны прежде всего вам.

Меняясь, вы будете чувствовать, что жизнь не однолика. Даже если в организации предусмотрен строгий дресс-код, старайтесь почаще обновлять внешний вид. Уделите внимание аксессуарам и обуви: найдите то, в чём проявится ваша индивидуальность.

Избегайте пряных и "тяжёлых" духов: аромат должен оставаться только в вашей интимной зоне (20-40 сантиметров), чтобы не мешать другим сотрудникам.

№6. Манипулируйте цветом

Используйте на своём рабочем месте дополнительный цвет, который поспособствует эффективной деятельности. Согласно сведениям о цветотерапии:

  • красный вселяет чувство оптимизма, наделяет уверенностью и лидерскими качествами;
  • оранжевый активизирует движение, задаёт ритм и скорость;
  • жёлтый помогает сосредоточиться и сконцентрироваться;
  • зелёный гармонизирует и уравновешивает;
  • голубой настраивает на искренний и доверительный разговор, пробуждает творческие способности;
  • синий пробуждает интуицию, помогает принять взвешенное и мудрое решение.

При потребности в том или ином цвете обзаведитесь ковриком под мышку, кружкой, карандашницей или стикерами нужной расцветки.

№7. Надо иногда чаёвничать

Это позволяет снижать напряжение глаз и менять позицию тела. Заваривайте чай из трав: попробуйте мяту, ромашку, мелиссу, календулу. Можно внести разнообразие, добавив в напиток замороженные или сушёные ягоды, плоды шиповника, дольку грейпфрута или кружочек лимона. Угостите коллег. Пейте небольшими глотками. Если нет возможности отвлечься от работы и насладиться чаем, налейте стакан воды и периодически отпивайте. Вода хорошо влияет на процесс пищеварения и состояние кожи.

Утоляя свою жажду, не забывайте поливать цветы. В бизнес-центрах класса "А", например, где окна не открываются, эти растения особенно полезны, так как очищают воздух и выделяют кислород. Ухаживание за ними – ещё одна причина оторваться от работы, дать глазам и телу отдых.

№8. Болейте только дома

Человек с высокой температурой – непродуктивный работник даже при всём его трудоголизме. Приходить на работу при гриппе или простуде – не героизм, а эгоизм. Коллега с красными глазами и шмыгающим носом генерирует не идеи, а бациллы. Поэтому воспринимайте время болезни как время, отведённое только для себя, и процесс выздоровления пройдёт быстрее. Об этом говорил и главный санитарный врач Казахстана Жандарбек Бекшин.

"Если в вашей семье появился заболевший, первое правило – оставаться дома. Не идти в детский сад, в школу, на работу. Лозунг "Больной гриппом – враг на производстве" актуален и сегодня", – сказал он во время старта вакцинации против гриппа.

№9. Учитесь чему-то новому

Распределите свой рабочий день так, чтобы иметь время, свободное от текущих дел. Потратьте его на самообразование и повышение квалификации. Полчаса, уделённые изучению курсов от "Яндекса" и Google, маркетингу, менеджменту, психологии, рекламе (не в ущерб прямым обязанностям) дадут новые знания, идеи и возможности.

Как повышать свой IQ, причём бесплатно, можно прочесть в этой статье.

№10. Проставляйтесь

Угощайте коллег пиццей, пирогами или тем, чем принято в вашей компании, по случаю своего дня рождения, повышения, свадьбы, отпуска, рождения детей. Это поможет больше сплотить коллектив, лучше узнать других и почувствовать собственную значимость.

№11. Работайте в гармонии с собой

Ориентируйтесь на внутренние ощущения, составляя план работы на каждый день, неделю или месяц. Берите в расчёт свои биоритмы. Считается, что с 9 до 12 часов дня человек работает продуктивно, а с 18 часов у большинства возникает чувство, что голова уже не та. Планируйте сложные дела, требующие сосредоточенности, на то время суток, когда ваша активность находится на пике. Задачи полегче оставляйте на часы энергетических спадов.

№12. Просите о помощи

Просьба помочь – это не демонстрация слабости, это необходимость, которая важна в решении задач разного рода. Смотрите на это как на возможность расширить свои горизонты и перенять полезный опыт. Когда другие поделятся с вами знаниями или что-то сделают для вас, вы перемените своё представление о проблеме. Она больше не будет казаться неразрешимой.