№1. Каковы функции обучения?

  • формирование у детей знаний, навыков и умений;
  • формирование мировоззрения человека;
  • развитие личности и самостоятельного мышления;
  • профориентация;
  • правильно выстроенный процесс обучения готовит ребёнка к непрерывному обучению в течение всей жизни (детский сад – школа – лицей, колледж – вуз – курсы, дополнительное высшее образование, магистратура и так далее);
  • функция креативности нацеливает личность на непрерывное развитие её всесторонних качеств.

№2. Из чего состоит процесс обучения?

Чтобы в совершенстве овладеть навыками, знание надо:

  • получить;
  • запомнить;
  • усвоить;
  • применить на практике.

При этом психологи подчёркивают, что мотивация – тоже неотъемлемая часть процесса обучения, и если она отсутствует, все усилия преподавателя сводятся к нулю. Стоит отметить, что только многократное повторение материала (и теории, и практики) позволит в нужной мере выработать навыки.

№3. Почему школьникам трудно?

Процесс обучения довольно сложный, долгий и трудоёмкий, а у каждого ребёнка свой ресурс энергии. При этом родители стремятся максимально заполнить весь день ребёнка, и на это есть три причины:

  • программы обучения, утверждаемые Министерством образования РК, каждый раз усложняются. Если 20 лет назад первоклассники учились выводить крючки и палочки, то сейчас решают уравнения и читают на скорость;
  • родители реализуют в детях собственные амбиции и, "желая лучшего", нагружают массой дополнительных занятий;
  • реалии современного мира: лучше пусть ребёнок занимается двумя иностранными языками, танцами, плаванием и шахматами одновременно, чем занимается неизвестно чем на улице или пропадает за компьютерными играми.

При этом родители вовсе не учитывают тот самый ресурс энергии ребёнка. Если школьник не успевает, его называют копушей, если что-то не делает – лентяем, если долго не может усвоить материал – обвиняют в невнимательности. Плохой почерк говорит родителям лишь о неряшливости, несвязная речь – о дурашливости или застенчивости малыша. О том, что у ребёнка проблемы с психоэмоциональным или психофизиологическим здоровьем, родители порой и вовсе не задумываются.

№4. Что такое дислексия?

Дислексия связана с повреждением центральной нервной системы, чаще диагностируется у мальчиков. У нормального школьника левое полушарие мозга чуть больше, а из-за их равного соотношения, а также нарушений в работе центральной нервной системы возникают осложнения в плане усвоения материала, а также в освоении навыков письма и чтения. Признаки дислексии:

  • ребёнок испытывает проблемы при чтении;
  • малыш путает верх и низ, левую сторону с правой, даже если ему много раз объясняли, где что находится;
  • у школьника возникают серьёзные проблемы с памятью;
  • малыш может допускать одни и те же ошибки при написании текста, даже если до этого ему на них указывали.

Родители по незнанию часто списывают признаки дислексии на элементарную детскую лень, нежелание учиться. Однако признаки недуга всё же стоит описать специалисту, чтобы он помог не только с диагностированием дислексии, но и с её коррекцией.

№5. Что такое дисграфия?

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный.

Несформированность какой-либо из вышеназванных функций может вызвать частичное специфическое нарушение процесса овладения письмом, дисграфию. Признаки дисграфии:

  • замена звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных;

  • пропуски гласных и согласных букв, слогов;

  • перестановки букв, слогов и слов;

  • недописывание слов и предложений;

  • несоблюдение границ предложений;

  • дрожание линии;

  • колебание наклона и высоты букв;

  • быстрое наступление мышечного утомления;

  • небрежное выполнение письменных работ;

  • смешение букв по оптическому сходству;

  • зеркальное написание букв;

  • трудность удержания строки, наклона.

Причина дисграфии – органические повреждения мозга (врождённые или приобретённые).

№6. Что такое СДВГ?

СДВГ – это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Неприятная новость для родителей гиперактивных детей: если ваш ребёнок

  • шумный;
  • невнимательный;
  • капризный;
  • нетерпеливый;
  • ревнивый;
  • любит закатывать истерики;
  • ругается матом;
  • хамит взрослым и незнакомым людям;
  • не хочет и не может учиться и не учится;
  • хулиганит и обижает сверстников;
  • часто и без повода кричит

– значит, вы не уделяли ему достаточно внимания, пока он был совсем маленький. Многие думают, что с двухнедельным ребёнком не о чем говорить и невозможно играть, таким образом взращивая в нём СДВГ. Диагноз взрослеет вместе с ребёнком, усугубляется, перерастая в вегетативную дисфункцию, которая никогда не позволит человеку занять руководящую должность, ввергает его в постоянные стрессы и ведёт к раннему инфаркту или инсульту.

Для того чтобы добиться эффективного лечения СДВГ, требуется объединение родителей, врачей и учителей. Советы родителям:

  • родители могут научиться контролировать поведение ребёнка и проводить терапию поведения. Ребёнка можно обучить специальным техникам, которые помогут в учёбе в школе;
  • в комнате у ребёнка должно быть как можно меньше вещей, которые будут отвлекать его внимание;
  • нужно сделать всё возможное, чтобы повысить самооценку ребёнка, страдающего СДВГ;
  • нужно поддерживать ребёнка во всех его увлечениях и занятиях.

№7. С психикой всё хорошо, но учиться всё равно тяжело. Что делать?

Десятки психологов пишут научные труды о воспитании и образовании детей, но все учения в конце концов сводятся к тому, что ребёнок берёт пример с родителей. Поэтому, чтобы облегчить тяжёлую работу школьника, установите несколько правил:

  • относитесь к своей работе серьёзно: не пропускайте и не опаздывайте, но и не торчите там по 12 часов в день. Тогда вы сможете призвать школьника к тому же в отношении учебного заведения;
  • никогда не халтурьте на работе. Рассказывайте о том, чем занимались в течение дня, и просите ребёнка поделиться с вами своими успехами;
  • установите жёсткий режим дня и не позволяйте отходить от него ни себе, ни ребёнку;
  • отдыхайте на всю катушку, чтобы выходные и каникулы не только расслабили и отвлекли мозг от ежедневных дел, но и запоминались;
  • позаботьтесь о правильном питании, чтобы холодильник всегда был полон вкусной и полезной едой, а "вредностей" в нём никогда не было;
  • приучите себя вместе с ребёнком ежедневно принимать комплексы витаминов и делать гимнастику либо гулять хотя бы полчаса в день;
  • избавьтесь от внутреннего перфекционизма, не требуйте слишком многого ни от себя, ни от ребёнка;
  • и, наконец, уделяйте ребёнку максимум своего времени, любви и внимания.

№8. Какие препараты для улучшения работы мозга можно детям?

Сразу оговоримся, что без консультации с врачом лучше ребёнка не пичкать никакой химией. Детям можно довольно много ноотропов – они считаются безвредными стимуляторами работы мозга и продаются в аптеках без рецепта. Самым популярным препаратом сегодня является детский тенотен, он давно уже сместил с первых позиций некогда незаменимый глицин. Вот список наиболее распространённых препаратов для улучшения концентрации, внимания и памяти школьников (которые к тому же успокаивают и улучшают сон):

  • Тенотен детский. Успокаивающий препарат, который разрешён детям уже с трёх лет. Способствует улучшению поведения ребенка, облегчает процесс адаптации в детском коллективе (детский сад и школа), не вызывает сонливости, заторможенности и привыкания.
  • Глицин. Витамин для мозга, активизирует его деятельность. Он позволяет регулировать сон, а также повышает настроение. Медики рекомендуют принимать его не меньше 30 дней.
  • Ноотропил. Улучшает концентрацию, используется для лечения нарушений работоспособности мозга.
  • Пирацетам. Данный препарат улучшает мозговую деятельность и процессы обмена в нём. Кроме этого он поднимает энергетический уровень организма, способствуя хорошему запоминанию данных.
  • Фенотропил. Препарат обладает стимулирующим действием на психику. Позволяет организму повысить устойчивость при возникновении стрессов.

№9. Какие есть натуральные стимуляторы мозга (если не хочется химии)?

Натуральных стимуляторов мозга довольно много, они доступны в любой аптеке, стоят копейки и практически безвредны (если нет аллергии на компоненты). Но стоит учесть два фактора: во-первых, они не очень мощные, во-вторых, они все изготовлены на основе спирта. Впрочем, сиропы от кашля тоже на спирту, главное, не переборщить.

Натуральные стимуляторы – это травы, представленные в виде сиропа (пить ложечками, дозированно), концентрата (несколько капель на пару глотков воды) или самой высушенной травы (которую нужно заварить в виде чая). Ещё есть эфирные масла, их можно капать в ванну, в которой купается ребёнок, на воротник школьной формы и некоторые – на подушку. Итак, какие бывают натуральные стимуляторы мозга:

  • трава розмарин снижает уровень "плохого" холестерина в крови, улучшает работу мозга, снижает уровень кортизола, а следовательно, ощущение тревоги. Эфирное масло розмарина повышает концентрацию внимания, облегчает стресс;
  • женьшень содержит витамины А, Е и В12, серу, кальций, железо, марганец, тиамин или B1, олово, рибофлавин, ниацин, фосфор, натрий, калий, магний и гинзенозид. Женьшень улучшает деятельность мозга, физическое и психическое состояние;

  • элеутерококк колючий – "сибирский женьшень" – обладает стимулирующим действием на ЦНС, устраняет переутомление, раздражительность, восстанавливает и повышает физическую и умственную работоспособность, защищает от неблагоприятных факторов внешней среды;

  • родиола розовая применяется обычно в виде экстракта. Она существенно повышает работоспособность не только умственную, но и физическую;

  • дикий чеснок содержит много витамина С, витамины В1 и В2, много минералов и микроэлементов, таких как железо, марганец и магний. Улучшает память, циркуляцию крови в мозгу;

  • в шалфее содержатся эфирные и жирные масла, которые способствуют улучшению памяти. Его также считают прекрасным тонизирующим средством.