Отказ в проведении митингов и доначисление налогов, или Как казахстанцы могут оспаривать решения госорганов
Административный процедурно-процессуальный кодекс в Казахстане вступил в силу в 2021 году. Кодекс регулирует вопросы разрешения публично-правовых споров, возникающих между гражданином и государством. Так, АППК позволяет физическим и юридическим лицам защищать свои права в спорах с государственными органами. Если физическое или юридическое лицо не согласно с решениями и действиями госорганов или организаций, принимающих административные акты, оно вправе оспорить их в суде.
Пример
Налоговая инспекция провела незаконную проверку и без оснований начислила дополнительные налоговые платежи, которые налогоплательщик не должен выплачивать. Налогоплательщик путём совершения административной процедуры обращается в апелляционную комиссию налогового органа для разрешения спора. Если там его ждёт негативный исход, то для защиты своих интересов налогоплательщику уже необходимо обращаться в Специализированный межрайонный административный суд (СМАС).
В государственных и административных органах рассматриваются дела, связанные с регистрацией, разрешениями, согласованиями, назначением и проведением проверок, а также предоставлением имущества.
В судах решаются споры с административными и государственными органами по вопросам: отказ в проведении митинга, выдача лицензии до ограничений в деятельности, доначисление налогов и применение физической силы полицией.
Особенность кодекса заключается в том, что гражданин может оспаривать решения государственных органов по правилам гражданского процессуального кодекса, где все стороны равны. Например, если человеку отказали в выдаче земельного участка, он может оспорить решение акимата и подать жалобу в суд. Истец будет иметь равные права с акиматом, а спор в свою очередь будет носить частный характер.
№1. Что даёт АППК
С помощью Административного процедурно-процессуального кодекса можно обращаться в государственные и административные органы для решения собственных проблем, таких как предоставление прав, устранение обязанностей, снятие запретов. Если эти вопросы не решаются, можно обратиться в суд.
АППК также позволяет сообщать о недостатках в деятельности госоргана – хвалить или критиковать его сотрудников, запрашивать информацию и предлагать изменения в законодательство.
АППК также предоставляет гражданам:
- защиту в отношениях с государством;
- контроль за рассмотрением дела заявителя в административном органе;
- возможность повлиять на административный орган, чтобы решение было принято в пользу заявителя;
- право оспорить акты и действия административного органа в вышестоящем органе или административном суде;
- содействие суда при рассмотрении спора с государством;
- возможность помириться с государством на условиях заявителя.
№2. Обязанности административного органа
Административный орган не имеет права по собственному желанию отменять ранее принятые решения. Он обязан отдавать приоритет решению, которое меньше ограничивает права гражданина. Также органу запрещено злоупотреблять формальными требованиями. В суде он часто обязан предоставлять доказательства.
Гражданину предоставляются определённые преимущества в административных спорах: все сомнения и противоречия трактуются в его пользу, административный орган считает все документы, которые представил гражданин, по умолчанию достоверными.
Кроме того, суд активно поддерживает гражданина, помогая сформулировать требования, собрать необходимые доказательства и высказывает предварительное мнение о решении дела.
№3. Как подавать заявление
- Необходимо выбрать адресата. Заявление подавать следует в тот орган, который уполномочен решить этот вопрос. Например, если заявителя интересует регистрация ИП, нужно обратиться в органы госдоходов. Юридические лица регистрируют "Правительство для граждан" или органы юстиции, а безработных регистрируют акиматы. В случае ошибки административный орган сам перенаправит обращение нужному адресату.
- Заявление можно подать напрямую в административный орган, направить через ЦОН, воспользоваться веб-порталом электронного правительства или платформой "е-Өтініш".
Гражданину не могут отказать в приёме заявления.
Письменное или устное заявление примут в государственных органах, таких как министерства, агентства, комитеты и их структурные подразделения и территориальные органы, а также в акиматах. То же самое касается органов местного самоуправления, включая маслихаты и собрания местного сообщества.
Заявление примут также в госучреждениях – школах, больницах, архивах, а также в таких организациях как, например, госкорпорация "Правительство для граждан", Единый накопительный пенсионный фонд и операторы техосмотра.
№4. На что имеет право заявитель после подачи заявления
После подачи заявления гражданин вправе:
- получить разъяснения о своих правах и обязанностях;
- заявлять ходатайства, представлять доказательства и давать объяснения;
- быть заслушанным перед принятием решения;
- ознакомиться с материалами дела, делать выписки и снимать копии;
- иметь представителя;
- обращаться на родном языке или пользоваться услугами переводчика;
- отозвать своё заявление или подать жалобу на принятое решение.
Административный орган обязан представить решение в течение 15 рабочих дней с момента получения заявления. Тем не менее этот срок может быть продлён до двух месяцев в зависимости от обстоятельств.
Если решение административного органа ограничит права заявителя, наложит на него обязанности или иным образом ухудшит положение, то у последнего есть право выразить свою позицию и попытаться исправить ситуацию.
Можно письменно ответить на проект предварительного решения административного органа, воспользоваться информационными системами или видеосвязью, а также лично посетить административный орган. Если возражения выражены устно, то результаты заслушивания будут оформлены в протоколе.
№5. Какие возможности даёт административный акт
После подачи заявления от административного органа придёт административный акт. Этот документ может предоставить новые права, налагать на заявителя определённые обязанности, устанавливать ограничения.
Решение может быть благоприятным. Например, оформление регистрации юридического лица, выделение земельного участка или снятие карантинных ограничений. Однако оно также может быть неблагоприятным. К примеру, это может быть отказ в выдаче лицензии, приостановление строительных работ или требование об уплате налога.
В случае необходимости можно обжаловать в вышестоящей инстанции или оспорить в суде действия или бездействие административного органа. Действия могут включать выдачу справок, ведение учётов, патрулирование улиц и проведение консультаций.
Бездействием может быть невыполнение санитарных мероприятий, работ по благоустройству или неустранение последствий аварии.
№6. Как оспорить акт или действие адморгана
Чтобы оспорить акт или действие административного органа, с которым заявитель не согласен, необходимо:
- Подготовить письменную жалобу в вышестоящий орган или непосредственно на руководителя административного органа, ответственного за принятое решение.
- Подать жалобу через тот же административный орган, чьим актом или действием заявитель недоволен.
- Ожидать письменного решения по жалобе в течение 20 рабочих дней с момента её подачи.
- Если решение вышестоящего органа или должностного лица не удовлетворит, в течение месяца заявитель имеет право подать иск в административный суд. Большинство таких исков рассматривают специализированные межрайонные административные суды (СМАС), которые функционируют в каждой области и крупных городах.
№7. Что необходимо сделать перед обращением в административный суд
Перед обращением в суд важно выполнить несколько обязательных условий.
В первую очередь важно не пропустить срок подачи иска. Разные типы исков имеют разные сроки, но общий срок составляет один месяц.
Также следует пройти процедуру досудебного обжалования, что подразумевает подачу жалобы на акт или действие административного органа в вышестоящий орган или должностному лицу.
Кроме того, необходимо оплатить государственную пошлину в размере 0,3 МРП (в некоторых случаях суд может освободить от неё).
Важно убедиться в том, что права, свободы или интересы заявителя действительно были нарушены и быть готовым предоставить суду доказательства этого факта.
№8. Как должен выглядеть иск в административный суд
Иск должен содержать:
- наименование суда;
- полные и точные данные истца и ответчика;
- требования к административному органу, суть и доказательства нарушений прав гражданина;
- информацию о проведённом досудебном обжаловании актов или действий;
- перечень прилагаемых к иску документов;
- подтверждение уплаты государственной пошлины;
- подпись истца.
Документ можно оформить печатным или рукописным способом, подать его в суд в письменной форме или в форме электронного документа с цифровой подписью через портал "Судебный кабинет". К иску необходимо приложить его копии, а также копии всех документов по количеству ответчиков.
Административный суд обычно рассматривает дело до трёх месяцев с момента предъявления иска. В случае сложных дел этот срок может быть продлен ещё на три месяца и составит максимум шесть месяцев.
Однако для отдельных категорий дел суд может вынести решение значительно быстрее:
- в течение десяти рабочих дней для дел, связанных с госзакупками и деятельностью судебных исполнителей;
- до пяти календарных дней по вопросам выборов и референдумов;
- до двух рабочих дней для вопросов отбора присяжных заседателей.
№9. На что имеет право заявитель после подачи иска
После подачи иска в административный суд заявитель вправе ознакомиться с материалами дела, делать выписки и получать копии необходимых документов. Он может представлять доказательства и участвовать в их исследовании, рассчитывать на помощь суда в разъяснении вопросов, задавать вопросы другим участникам процесса, давать устные и письменные объяснения, показания и приводить доводы по иску.
Также заявитель имеет право заявлять ходатайства и отводы, подавать жалобы на решения суда и воспользоваться помощью переводчика.
Более того, у истца возникают следующие обязанности перед административным судом:
- Предоставлять правдивую и полную информацию об обстоятельствах дела.
- Предоставлять суду необходимые документы и сведения, способствующие правильному решению дела.
- Являться в суд в случае вызова на заседание.
- Проявлять уважительное отношение к суду.
- Выполнять указания и распоряжения суда.
- Добросовестно пользоваться своими правами.
- Соблюдать порядок в суде.
№10. Какое решение может принять суд
Решение административного суда зависит от вида иска – об оспаривании, принуждении, совершении действия и признании.
Административный суд может принять решения:
- Признать акт или действие административного органа незаконным и отменить его.
- Обязать административный орган прекратить исполнение его акта.
- Приказать адморгану принять важный для истца акт или совершить действие.
- Запретить адморгану принимать определённый акт или совершать действие.
- Установить, что истец имеет определённое право.
- Обязать адморган возместить истцу причинённые убытки.
№11. Как обжаловать решение административного суда по делу
Чтобы обжаловать решение административного суда по делу истца, необходимо подать апелляционную жалобу в Судебную коллегию по административным делам областного суда.
Для подачи жалобы истцу даётся два месяца с момента вынесения судебного решения. В случае пропуска этого срока жалоба может быть отклонена без рассмотрения.
Судебная коллегия может рассматривать жалобу в течение трёх месяцев. При необходимости срок может быть продлён до шести месяцев.