Дина Ли специально для Informburo.kz


Что такое инновационное предпринимательство?

Это создание и эксплуатация технологических новинок в коммерческих целях. От обычного предпринимательства оно отличается путём развития бизнеса: строится на технологиях, продуктах и формах управления, которых ранее не было на рынке.

Инновационное предпринимательство – ключевой элемент конкурентоспособной экономики. Страны с инновационными предпринимательскими экосистемами обычно показывают более высокую производительность. По данным Глобального инновационного индекса (The Global Innovation Index) за 2018 год лидерами в области инноваций стали Швейцария, Нидерланды и Швеция. Казахстан поднялся на четыре строчки по сравнению с 2017 годом и занимает 74-е место.

А в Казахстане есть инновационные предприниматели?

Да, но не так много, как хотелось бы. По данным Комитета по статистике РК, лидером по инновационной активности предприятий в 2017 году стала Восточно-Казахстанская область – 15,1%. На втором месте – Астана (14,4%), замыкает тройку Кызылординская область (11,4%). Это исследование проводится согласно международным рекомендациям по продуктовым, процессным, организационным и маркетинговым инновациям. В 2017-м уровень инновационной активности предприятий по РК составил 9,6%. В 2014-м наблюдалось резкое снижение доли инновационной продукции в ВВП Казахстана, но в последние три года наблюдается тенденция роста – в 2017 году рост составил 1,59%.

Почему инновационные проекты нуждаются в нефинансовой поддержке?

Начинающие предприниматели и стартаперы не понаслышке знают, что такое "долина смерти". Период, когда проект уже запущен, но ещё не приносит прибыли, становится переломным для многих. В это время бизнесмену как никогда нужна нефинансовая поддержка. По данным организации Youth Business International, 80% молодых предпринимателей, получающих нефинансовую поддержку, успешно преодолевают этап "долины смерти" и сохраняют бизнес в течение следующих пяти лет. Нефинансовая поддержка мотивирует, позволяет посмотреть на проект свежим взглядом, предугадать возможные риски, исправить ошибки и заручиться поддержкой единомышленников.

Виды нефинансовой поддержки

  • Менторство – неформальная передача знаний и социального капитала “от старшего к младшему”. Опытные бизнесмены помогают начинающим советами, делятся опытом и полезными контактами.
  • Бизнес-инкубаторы поддерживают предпринимателей на всех этапах развития проекта: от разработки идеи до коммерциализации. Они предоставляют оборудованные помещения под офисы, оказывают информационную, технологическую, юридическую и консалтинговую поддержку.
  • Бизнес-акселераторы предлагают резидентам структурированную программу интенсивного развития проекта в обмен на долю в капитале. Такие структуры помогают начинающим предпринимателям отточить бизнес-модель, обзавестись нужными контактами и увеличить продажи.
  • Технопарк – территориальная, научная, технологическая и техническая база для реализации инновационных проектов.

Зачем инновационному предпринимателю ментор?

Потребность в менторе часто возникает на ранних этапах развития проекта: во время "посева" или после первого раунда инвестиций. В Казахстане не так много профильных инвесторов, которые готовы делиться опытом, знаниями и контактами. К примеру, после создания промышленного образца возникает вопрос: как выходить на рынок? Помочь может предприниматель или топ-менеджер, который через это прошёл.

"Акулы" бизнеса, опытные профессионалы, успешно работающие на рынке и желающие поделиться знаниями с молодыми коллегами, становятся менторами. Они исполняют роль консультанта или помощника на безвозмездной основе.

Задача ментора – помогать проекту своими знаниями и опытом, а не деньгами и практикой.

Бизнес-менторство как социальный институт формировалось в США с середины прошлого века. Старейшая ассоциация Score работает с 1964 года. По данным Forbes, сегодня в США действует более 200 менторских сообществ и программ, в Великобритании их около 50, а в Австралии – 30.

Известные предприниматели, такие как Чад Дикерсон из Etsy или Нат Тернер из Flatiron Health, начинали под менторством Катерины Фэйк из Flickr и Брайана О’Келли из AppNexus. Успешные серийные предприниматели из Кремниевой долины Али и Хади Партови были менторами основателей Dropbox – Дрю Хьюстона и Араша Фердоуси.

Другой мировой лидер в сфере менторства – организация Youth Business International. С 2014 года YBI поддержала более 95 тысяч начинающих предпринимателей от старта до успешно действующего бизнеса.

Менторство, как отмечает Алим Хакимов, директор бизнес-инкубатора MOST, полезно не только для наставляемых, но и для самих наставников. Менторы отмечают, что им было крайне интересно узнавать о современных инструментах и трендах и применять на своих производствах. Бизнес-инкубатор MOST с 2015 года представляет программу Youth Business Kazakhstan и проводит одноимённую программу наставничества. За три года выпустили 30 пар "наставник-наставляемый".

Что такое бизнес-инкубатор?

Бизнес-инкубаторы поддерживают стартап-проекты на всех этапах развития: предоставляют финансовую поддержку, помещение и коммуникации, помощь менторов. Бизнес-инкубаторы в развитых странах снижают риск банкротства новых компаний. Например, по отчётам инкубаторов, входящих в состав Национальной ассоциации бизнес-инкубаторов США (NBIA), 87% всех фирм-выпускников инкубаторов работают до сих пор.

Первый бизнес-инкубатор в современном понимании этого слова был основан в 1959 году в США. Сейчас в мире около 4 000 бизнес-инкубаторов. Самые крупные и успешные из них, такие как YCombinator и Techstars, расположены в США.

У бизнес-инкубатора YCombinator много известных выпускников – AirBnb, Dropbox, Reddit, Quora. За 13 лет работы через программы поддержки стартапов YCombinator прошло 1 900 проектов.

Дважды в год YCombinator инвестирует 120 тысяч долларов в отобранные по конкурсу стартапы и три месяца работает с ними, а в результате получает 7% акций молодой компании. Ещё один лидер – бизнес-инкубатор Techstars, он поддерживает IT-проекты. 80% выпускников Techstars достигли поставленных целей, а 12% были приобретены крупными компаниями.

А в Казахстане есть программы бизнес-инкубации?

Есть, их 12. Бизнес-инкубатор MOST, основанный в 2011 году, поддерживает инновационные проекты в сферах edtech и fintech, страховые технологии, travel, machine learning и мобильные приложения. Инкубатор iStartUp работает в сферах облачных вычислений, медиа-технологий, мобильных приложений, big-data, интернет вещей. Через инкубатор прошло 39 проектов и более 100 предпринимателей-стартаперов. Общее количество привлечённых инвестиций в проекты составляет более 2 млн долларов. На базе технопарка КазНУ им. аль-Фараби работает собственный бизнес-инкубатор, где функционирует 18 стартапов.

Зачем нужны программы акселерации и как они работают?

Акселерация – это ограниченный по времени процесс ускорения развития стартапа. Как правило, акселерация производится на ранней стадии. Акселераторы предлагают резидентам структурированную программу, которая помогает команде отточить бизнес-модель, обзавестись нужными контактами и увеличить продажи. Большинство акселераторов предоставляют резидентам посевное финансирование и получают доход за счёт роста стоимости доли в капитале.

Министерство торговли США характеризует бизнес-акселераторы как институты поддержки выпускников инкубаторов, готовых к получению инвестиций. Основной фокус акселераторов — технологические, в частности, софтверные стартапы.

Крупные стартап-акселераторы отличаются устойчивостью реализуемых проектов и высокими показателями. Например, 500 Startups из Сан-Франциско помог таким проектам, как такси-сервис Grab и финансовая компания Credit Karma. Один из проектов – приложение для аналитики социальных сетей WildFire – купила компания Google за 450 млн долларов.

Шотландский акселератор Entrepreneurial Spark за шесть лет работы поддержал около 4 000 стартапов, 87% из них закрепились на рынке и успешно функционируют. Стартап-акселератор Plug and Play, основанный в 2006 году, стал крупнейшим акселератором в мире. В его экосистеме более 220 корпоративных партнёров и 200 венчурных капиталистов. В 2018 году Plug and Play заключил партнёрство с казахстанской компанией BI Group. Девелопер планирует запустить стартапы в Кремниевой долине и перенять их опыт технологических решений в сфере строительства.

Одним из ярких казахстанских примеров стала программа акселерации инкубатора Astana Hub. Проекты первого этапа – Смарт Заправка, KazCube, Game of Drones – были успешно запущены на рынок. Например, "Смарт-заправка" – это приложение для оплаты топлива на АЗС – инновационный, удобный и выгодный сервис для водителей.

Зачем нужны технопарки?

Технопарки нужны, чтобы сформировать экономическую среду для устойчивого развития научно-технологического и производственного предпринимательства, чтобы разрабатывать, производить и поставлять на местный и зарубежный рынки конкурентоспособную наукоёмкую продукцию. Технопарки должны коммерциализировать результаты научных исследований и привлекать технологичные компании для совместной деятельности

По итогам мониторинга, проведённого Национальным агентством по технологическому развитию (НАТР), в Казахстане работают 16 технопарков: 4 национальных, 7 региональных и 5 технопарков, которые были созданы при вузах. Например, на базе технопарка Назарбаев Университета, открытого в 2014 году, функционирует экспериментальная площадка возобновляемых источников энергии, предназначенная для проведения научно-исследовательских работ в области возобновляемых источников энергии и их интеграции с традиционной энергетической сетью. Техноцентр инновационного Евразийского университета в Павлодаре планирует реализовывать сразу несколько моделей управления: регионального отраслевого технопарка, научного технопарка и технологического бизнес-инкубатора. Start Up академия Техноцентра уже выпустила 10 учеников, ещё 30 участвуют во втором наборе.

А в Казахстане есть условия для развития инновационного предпринимательства?

Со стороны государства и бизнеса ведётся поддержка научно-исследовательской работы, создаются образовательные программы для молодых учёных и новаторов и пространства, где они могут разрабатывать инновационные технологии.

В рамках четвёртого направления программы “Дорожная карта бизнеса – 2020” – “Усиление предпринимательского потенциала” фонд развития предпринимательства “Даму” оказывает нефинансовую поддержку малому и среднему бизнесу в центрах обслуживания предпринимателей. Фонд проводит бесплатные семинары и мастер-классы по профильным направлениям бизнеса, бесплатно консультирует по важнейшим направлениям ведения бизнеса и госпрограммам поддержки бизнеса.

Чтобы усилить компетенции бизнес-инкубаторов и создать условия для роста качественных стартапов, которые смогут вырасти в крупные технологические компании, была разработана Программа системы развития бизнес-инкубирования от НАТР. Отбор бизнес-инкубаторов для участия в программе прошёл этим летом. Победители получат софинансирование – до 50% от расходов. Также предусмотрены государственные гранты до 50 млн тенге.

Национальная палата предпринимателей “Атамекен” с 2014 года оказывает нефинансовую поддержку малого бизнеса, реализует проекты “Бизнес-школа”, “Деловые связи” и “Старшие сеньоры”. За четыре года помощь получили более 200 тысяч предпринимателей, открылось 7 600 предприятий.