Казахстан поднялся в рейтинге Doing Business. Это что-то меняет? Бизнесменам стало легче?
Рейтинг Doing Business (DB) – индекс лёгкости ведения бизнеса, который с 2005 года публикуется в ежегодном докладе Всемирного банка. Оценка общего состояния ведения бизнеса даётся обычно на следующий год. Рейтинг оценивает 190 стран мира по нормативным актам, регулирующим деятельность малого и среднего бизнеса, по работе законов на практике и бюрократии. Чем проще, быстрее и дешевле процесс, там выше позиция в рейтинге. Расчёты зависят от дохода на душу населения, где Казахстан причисляется к странам с уровнем дохода выше среднего.
Зачем нужен рейтинг?
Основная цель Doing Business – дать законодательным органам возможность, сравниваясь с мировыми лидерами, совершенствовать своё законодательство и скорость обработки документов. Иногда можно ничего не делать, чтобы улучшить свою позицию в рейтинге, если в этом году конкуренты ужесточают свои законы в сфере регуляции бизнеса.
По заказу некоторых стран Всемирный банк подготавливает субнациональный доклад, который описывает различные подходы к регулированию и контролю предпринимательской деятельности в разных регионах одной страны. Первое и единственное субнациональное исследование о Казахстане было опубликовано в 2017 году, оно включало в себя данные по четырём индикаторам восьми городов (Актюбинск, Астана, Усть-Каменогорск, Алматы, Караганда, Костанай, Павлодар, Шымкент).
Как собирается рейтинг?
DB рассматривает только официальный сектор, не затрагивая влияние и объёмы теневой экономики, коррупции и административного давления на бизнес и экономику страны в целом.
Doing Business Report включает в себя около 9 тысяч показателей, которые касаются бизнес-процессов, начиная от анализа законов и заканчивая тем, как быстро государственные органы выдают справки и разрешительные документы. Например, возможность подачи налоговой декларации через интернет тоже учитывается. Затем проводится исследование по правоприменению собранной информации, опрашиваются те, кто связан с бизнесом и его процессами: чиновники, бизнесмены, юристы, бухгалтеры, архитекторы и т.д.
В итоге каждая страна оценивается по 10 основным индикаторам, получая за каждый оценку от 0 до 100, – чем выше, тем лучше. Конечной оценкой является среднее арифметическое всех 10 показателей, а позиция по тому или иному индикатору не учитывается. Например, по защите миноритарных инвесторов Казахстан занимает первое место в мире (85 баллов), но на итоговую позицию больше влияет "Регистрация предприятий" где мы на 36-м месте (92,96 балла)
Ежегодно методика расчётов в докладе Doing Business Report изменяется и корректируется. Также постоянно пересчитываются данные прошедших лет, чтобы можно было корректно оценивать прогресс страны и отслеживать положительное или отрицательное влияние той или иной реформы проводимой государственными органами. Например, согласно отчёту DB прошлого года, Казахстан получил итоговую оценку 74,38, а после пересчёта в этом году показатель увеличился до 77,16. Также в 2017 году Казахстан отодвинули на одно место назад так как была выявлена фальсификация данных чиновниками в погоне за рейтингами.
10 главных индикаторов, по которым ранжируются страны
- Открытие предприятий – на параметр влияют количество процедур, их стоимость и сроки, которые нужно потратить предпринимателю чтобы зарегистрировать бизнес. Также учитывается размер минимально разрешённого уставного капитала.
- Получение разрешений на строительство – оценивается количество процедур, их стоимость и сроки, которые пройдёт предприятие, желающее построить и ввести в эксплуатацию двухэтажный склад на 1300,6 кв.м (14 000 кв. футов), расположенysq на земельном участке площадью 929 кв.м (10 000 кв. футов). Склад должен быть подключён к системе водоснабжения и канализации и расположен в пределах города, но не в особой экономической или промышленной зоне.
- Подключение к системе электроснабжения – оценивается количество процедур, их стоимость и сроки проведения, которые пройдёт предприятие, желающее подключить склад из предыдущего индикатора к системе электроснабжения без льготных условий. В расчёт берется исключительно новое здание, которое расположено рядом со схожими организациями.
- Регистрация собственности – оценивается общее количество процедур, их стоимость и сроки прохождения, которые необходимо осуществить предприятию после приобретения коммерческой недвижимости для регистрации права собственности. В итоге у предпринимателя должна быть возможность расширить свой бизнес за счёт покупки, использовать её в качестве залога в банке либо перепродать. Индекс учитывает наличие в стране надёжной, удобной, доступной и прозрачной базы данных земельных участков, недвижимости, а также механизмов разрешения земельных споров.
- Получение кредитов – индекс разделён на две части: 1) права заёмщиков и кредиторов по обеспеченным сделкам. Оценивается наличие положений, которые облегчают предоставление займов в рамках законодательства о залоговом обеспечении и несостоятельности (банкротстве); 2) обмен кредитной информацией. Измеряется охват, объём и доступность кредитной информации, которую можно получить через поставщиков услуг кредитной отчётности, таких как кредитные бюро или кредитные реестры.
- Защита миноритарных инвесторов – оценивает уровень защиты акционеров с маленьким пакетом акций, который не позволяет ему напрямую участвовать в управлении компанией. Такой пакет акций называется "неконтролирующим". Индекс состоит из двух основных частей – индекс регулирования конфликта интересов и индекс акционерного управления. Данные собираются путём опроса юристов, специализирующихся на корпоративном праве и операциях с ценными бумагами, а также на анализе законов о компаниях, ценных бумагах и то как конфликты в данной сфере решаются в судах. На параметр положительно влияют прозрачность сделок, высокая ответственность руководителей и участие акционеров в жизни компании.
- Налогообложение – определяется качество налогового администрирования, включая сложность и длительность бюрократических процессов. Также высчитывается общий объём всех налогов и отчислений, которые должно выплатить предприятие средних размеров за год и за какой срок оно может получить возврат НДС. Чем проще, быстрее и дешевле, тем лучше для положения страны в списке. Расчёты производятся со второго года работы предприятия.
- Международная торговля – оценивается количество необходимых документов, а также финансовые и временные затраты, которые понесёт предприятие при экспорте или импорте типовой партии коммерческого груза, который состоит из автомобильных запчастей весом 15 тонн. Исследование DBR также рассчитывает затраты на транспортировку товаров внутри страны, но эти данные не учитываются в рейтинге из-за большого количества факторов, которые не зависят от торговой политики страны (рельеф и большие расстояния).
- Обеспечение исполнения контрактов – рассчитывается из трёх основных компонентов: временные, финансовые затраты при разрешении коммерческого спора и индекс качества судопроизводства. Для первых двух компонентов используется сценарий, когда организации необходимо взыскать задолженность с недобросовестного покупателя, который отказался оплачивать мебель, заказанную по индивидуальному плану стоимостью 200% дохода на душу населения или 5000$ (в зависимости, что выше), по причине того, что товар некачественный (впоследствии экспертиза признаёт товар качественным). Качество судопроизводства определяется по наличию внедренных практик, которые способствуют повышению качества и эффективности судебной системы. Все нормы, которые ведут к ускоренному, упрощённому, открытому и равноправному суду, дают стране дополнительные баллы.
- Разрешение неплатёжеспособности (процедура банкротства) – определяется из коэффициента возврата долга и индекса эффективности нормативно-правовой базы при банкротстве предприятия стоимостью равной 100-кратной величине дохода на душу населения или 200 000$ (в зависимости, что выше). В расчёт берется, что организации хватает денежного потока на перекрытие всех основных расходов, но оно больше не может оплачивать кредит, взятый в местном банке на 10 лет под универсальный залог (залог предприятия в целом). Страна получает высокий балл, когда кредиторы и должник в равной степени влияют на процесс, чтобы сохранялся высокий коэффициент возвратности средств кредиторам, и при этом имущество должника не ушло с молотка за копейки.
- Регулирование рынка труда – изучает гибкость регулирования занятости, особенно в отношении таких сфер как приём на работу, рабочее время и сокращение штата. Индикатор не учитывается в рейтинге стран.
Как страны улучшают свои позиции в рейтинге?
Рейтинг не оценивает экономические достижения какого-либо государства в бизнесе, поэтому единственный действенный метод улучшить своё положение в рейтинге – проводить реформы, облегчающие работу бизнеса, а также упрощать и ускорять документооборот. В ином случае нужно надеяться, что другие страны будут ужесточать свои условия, за счёт чего будет повышаться положения вашей страны или понижаться, если государство будет отставать от других.
Одной из самых реформируемых стран считается Грузия, которая с сотого места в DB-2006 улучшила свое положение на 69 позиций всего за один год, в рейтинге DB-2014 заняла уже 8-е место. В DB-2019 республика получила 6-е место (82,28 балла) преимущественно за высокие показатели по индексам: регистрация предприятий (99,34), регистрация собственности (92,86), международная торговля (90,03), налогообложение (89,03). Индексы, по которым грузинский бизнес ещё не улучшил свои показатели: разрешение неплатёжеспособности (56,03), получение разрешений на строительство (77,61).
В рейтинге DB-2019 Казахстан занял 28-е место с общим баллом 77,89 (DB-2018 – 36-е место, 77,16 балла), лидируя среди всех участников ЕАЭС, ниже по рейтингу располагаются Россия (31), Беларусь (37), Армения (41) и Кыргызстан (70). Первые 5 мест последние четыре года занимают одни и те же страны, иногда меняясь местами. Новая Зеландия (1), Сингапур (2), Дания (3), Специальный административный район Китая – Гонконг (4), Южная Корея (5).
По Казахстану эксперты Всемирного банка зачли 9 реформ по пяти индикаторам. Позиция улучшилась по шести, по одному осталась на прежнем уровне, а по трём индикаторам ухудшилась. Однако все реформы, учтённые в рейтинге текущего года, – результат работы предыдущих лет.
- Международная торговля (2 реформы, +21 позиция, +2,48 балла) – внедрена электронная система таможенной декларации "Астана-1 ИС" и сокращены таможенные административные сборы.
- Получение разрешения на строительство (3 реформы, +17 позиций, +0,08 балла) – устранена необходимость дополнительного получения разрешения на строительство от местных исполнительных органов при наличии у заказчика прав на земельный участок. Уменьшены сроки утверждения эскизного проекта управлением архитектуры и градостроительства Алматы с 15 до 10 рабочих дней. Появилась возможность высылать только электронное уведомление о начале строительства без необходимости получения разрешения. Через интернет на уведомление тратится около 10 минут.
- Открытие предприятий (1 реформа, +5 позиций, + 1,01 балла) – сократилось время, необходимое для постановки на регистрационный учёт по НДС с пяти до одного рабочего дня.
- Обеспечение исполнения контрактов (2 реформы, +2 позиции, +3,7 балла) – судебные решения, представленные на всех уровнях в коммерческих делах, стали публично доступными. Публикуются отчёты об оценке эффективности деятельности местных коммерческих судов.
- Получение кредитов (1 реформа, +17 позиций, +0 баллов) – упрощена система оценки залогового обеспечения.
Также был отмечен прогресс в разрешении неплатёжеспособности (+2 позиции, + 0,31). По защите миноритарных инвесторов ничего не изменилось (1-е место, 85 баллов). Потеряны позиции по индексам: подключение к системе энергоснабжения (-6, -0,02), регистрация собственности (-1, +0,01), налогообложение (-6, -0,19).
Отражает ли рейтинг реальное положение экономике в государстве?
Doing Business оценивает ведение бизнеса по формальным показателям, но не учитывает важных экономических, социальных и коррупционных факторов, из-за чего в стране с высоким рейтингом может быть сложно работать, считает российский эксперт Андрей Мовчан. Возможно, что документально можно легко открыть и вести бизнес, но под административным давлением чиновников, при отсутствии квалифицированных кадров, инфраструктуры и рынка будет некому работать и не с кем торговать.
"Doing Business придуман людьми, которые живут в развитых странах. Рейтинг более-менее может сравнивать между собой развитые страны, где вопросы экономически, логистически, структурно решены одинаково хорошо и только осталось решить вопросы местной бюрократии. С кем работать удобно, с кем работать неудобно. Для стран развивающихся, для стран с уникальной платформой и уникальными проблемами Doing Business малоприменим", – считает российский экономист, финансист и директор программы "Экономическая политика" Андрей Мовчан.
Казахстанский экономист Алмас Чукин считает, что большая часть параметров, оцениваемых в рейтинге, не нужна уже работающему бизнесу. Оценки нужны для внешнего потребления, но зарубежный инвестор в первую очередь смотрит потенциальные возможности экономики и доходы населения.
"Для бизнеса главное – высокая прибыль, и никакие барьеры его не остановят. Когда я сравниваю две страны с одинаковым процентом рентабельности, то тогда я уже смотрю, какая полегче. То, что мы завоёвываем какие-то места, не имеет большого практического значения. Для 90% работающего бизнеса многие позиции рейтинга не имеют значения", – заявил Алмас Чукин, управляющий директор инвестиционной компании Visor Holding.
Казахстан занимает первое место по индексу защиты миноритарных акционеров, но Алмас Чукин считает, что меры защиты слишком завышены, хотя никто на это не обращает внимания, так как рынок ценных бумаг слишком маленький. "Многие не хотят создавать акционерные компании, потому что с каждым акционером не найдёшь покоя. Хвост вертит собакой. Понаписали много защит, что без согласия миноритариев ничего не сделаешь, но никто не обращает внимания, поскольку их раз два и обчёлся", – заявил Алмас Чукин.
Для оценки коррупции и экономики существуют свои отдельные рейтинги, а DB имеет целевую направленность, рассказывает депутат мажилиса Екатерина Никитинская. У Казахстана не самое идеальное положение, но рейтинг помогает исправлять бизнес-процессы в стране.
"Это международный рейтинг, и по нашему положению в нём судят о нашей стране. Участие в рейтинге помогает нам в преодолении определённых административных барьеров именно в плане бизнеса. Я считаю, это важное дело, которым нужно заниматься, но процесс не должен превращаться в искусство ради искусства – надо на самом деле разрабатывать реальные меры, чтобы улучшать позиции в рейтинге".
В то же время политолог Досым Сатпаев считает, что казахстанское правительство достигло той точки, когда работа идёт на рейтинги, а не на реальный результат. С точки зрения Doing Business и реальное положение МСБ – две разные реальности. По мнению Всемирного банка, доля МСБ в ВВП должна составлять более 50%, чтобы снизить зависимость от сырья, но Казахстан занял 28-е место и по самым позитивным оценкам прогнозы на уровне 20%.
"В стране около 3 тысяч предприятий в состоянии банкротства. Только эта цифра показывает, что ситуация далека от идиллии, которую нам представляют. Возникает ощущение, что Правительство, как наркоман, подсело на все эти рейтинги и всеми силами старается, чтобы Казахстан формально улучшал свои позиции в них. Эта гонка за лучшей позицией в рейтинге приводит к парадоксальной ситуации: чем больше мы делаем красивых государственных программ и красивых презентаций, что влияет на позитивный имидж, тем хуже становится в реальном секторе экономики, с малым и средним бизнесом и в целом с экономическими игроками в Казахстане", – считает Досым Сатпаев.
Doing Business основывается только на официальных данных, но казахстанская статистика сильно искажена, считает политолог. Также в стране нет конкурентной рыночной экономики, которая по большей части состоит из неконкурентоспособного квазигосударственного сектора, существующего за счёт дотаций и бюджетных вливаний, который и становится основой для статистики.
"Для многих бизнесменов сейчас большая проблема: с одной стороны, получить доступ к финансированию, а с другой стороны, защитить себя от коррупционеров разного уровня. Это наша давняя болезнь, от которой мы до сих пор не избавились", – рассказывает Сатпаев.
По словам политолога, ежегодно вводится такое большое количество реформ и программ, поддерживающих бизнес, что Казахстан вполне мог бы быть в десятке лучших стран. В то же время теневой сектор, который не учитывает рейтинг, – это сигнал, что бизнес не доверяет законам и государственным структурам. На сегодняшний день теневой сектор занимает 25% от экономики страны.
То, что улучшение позиций в рейтинге не так эффективно, как кажется, Досым Сатпаев объясняет тем, что улучшаются условия получения кредитов и налоговые условия, но многие организации не могут расплатиться со старыми кредитами ещё с прошлого кризиса, а волатильность национальной валюты не даёт что-то планировать. Упрощены процедуры регистрации и ведения бизнеса, что открывает дорогу инвестированию, но мы наблюдаем утечку капитала и мозгов из страны.
То, что фактически реальная экономика не соответствуют уровню доходов и возможностям страны, несмотря на то, что необходимые законы приняты, признают эксперты Всемирного банка, которые заявляют, что в Казахстане открывается слишком мало предприятий.
"Мы видим доказательство того, что многие бизнесмены, разочаровавшись казахстанской экономической обстановкой, пытается либо спасти свои капиталы от будущей экспроприации, либо вложить их в другие страны", – подытожил Сатпаев.