Как следить за пенсионными накоплениями. Всё, что нужно знать вкладчику ЕНПФ
Отчислять пенсионные взносы – обязанность работодателя и самозанятых граждан. Но как узнать, своевременно ли поступают деньги на счёт, нужно ли обращаться в ЦОН при смене жительства, как управляют нашими накоплениями и что меняется в пенсионной системе? Ответы на эти и другие вопросы – в разборе Informburo.kz.
№1. Как получить выписку с пенсионного счёта?
Получить выписку с пенсионного счёта можно разными способами:
- при личном обращении в офисы ЕНПФ и ЦОН;
- по почте раз в год;
- на электронную почту ежемесячно, ежеквартально, раз в полугодие или ежегодно;
- в личном кабинете на сайте ЕНПФ с помощью электронной цифровой подписи или логина (в его качестве используется ИИН) и пароля;
- на сайте электронного правительства через личный кабинет с помощью электронной цифровой подписи или одноразового SMS-пароля, который придёт на номер мобильного телефона вкладчика (для этого нужно зарегистрироваться в базе мобильных граждан mGov). Для получения выписки на сайте egov.kz: выбрать категорию "Гражданам" – рубрику "Социальное обеспечение" – раздел "Пенсионное обеспечение" и запросить информацию.
Для выбора способа получения информации нужно прийти в офис ЕНПФ. Вам помогут зарегистрироваться в личном кабинете на сайте enpf.kz. Если у вас есть ЭЦП, можно изменить способ информирования на сайте enpf.kz в личном кабинете.
ЭЦП или ИИН и пароль от личного кабинета можно использовать и для мобильного приложения ENPF. Этот сервис позволяет контролировать свои пенсионные накопления 24 часа в сутки.
Люди, которые не умеют пользоваться современными средствами связи, могут получать выписку по почте раз в год.
№2. Хочу получать сообщение при поступлении взносов на счёт. Как это сделать?
Получить оповещение о поступлении пенсионных взносов на ваш счёт можно моментально. В мобильном приложении ENPF появилась новая функция – push-уведомления. Это короткие всплывающие сообщения, которые информируют о поступлении обязательных и обязательных профессиональных пенсионных взносов.
Приложение можно скачать в Google Play или AppStore. Вы можете выбрать один из языков обслуживания: государственный или русский. В нём можно узнать основную информацию о фонде, последние новости, текущие показатели и контакты ЕНПФ.
Обновлённая версия приложения также включает:
- прогнозный пенсионный калькулятор для расчёта будущей пенсии;
- онлайн-бот для первичной консультации.
Для того чтобы получить доступ в личный кабинет к информации о своих накоплениях, можно воспользоваться электронной цифровой подписью или ИИН и паролем. Второй вариант предполагает обязательный выбор интернет-информирования как способа получения информации о пенсионных накоплениях. Для этого нужно один раз посетить офис ЕНПФ с документом, удостоверяющим личность, подписать дополнительное соглашение и пройти простую процедуру регистрации на сайте enpf.kz.
Для подключения услуги "Push-уведомления" в мобильном приложении ENPF нужно включить эту функцию в настройках ("Включить/выключить push-уведомления").
Читайте также: Доверяют ли пенсионной системе казахстанцы? Результаты исследования
№3. Как ещё можно получать услуги ЕНПФ, не выходя из дома?
Получать услуги Единого накопительного пенсионного фонда можно и с помощью специального бота в мессенджере Telegram. Не выходя из дома, прямо со своего смартфона вы можете:
- получить мини-выписку с пенсионного счёта (при наличии регистрации в личном кабинете);
- восстановить пароль от личного кабинета;
- посмотреть показатели ЕНПФ;
- найти ближайшее отделение ЕНПФ;
- получить первичную консультацию,
- узнать новости пенсионной системы;
- получить дополнительную информацию: к примеру, о текущем курсе тенге или наличии штрафов за нарушение ПДД.
Недавно в боте появилась новая функция – соединение с оператором. Теперь, если первичная консультация с роботом не удовлетворила вас, ваш запрос автоматически передаётся консультанту.
Важно: для получения выписки со счёта в боте нужно ваше соглашение об интернет-информировании. Подписать его и получить пароль можно в любом офисе ЕНПФ. Способ информирования также можно изменить в личном кабинете на сайте ЕНПФ, используя для входа электронную цифровую подпись.
№4. Я живу в селе, где нет офиса ЕНПФ. Что мне делать?
Если вы проживаете в отдалённых населённых пунктах, то в местных отделениях "Казпочты" можно получить следующие услуги ЕНПФ
- подать заявление об изменении (дополнении) реквизитов вкладчика (номер удостоверения личности, номер телефона, электронный и почтовый адреса);
- подписать соглашение об изменении (определении) способа информирования (в том числе для получения доступа к услугам ЕНПФ в электронном формате).
Важно: перечень населённых пунктов с адресами отделений АО "Казпочта", где можно получить услуги АО "ЕНПФ", смотрите здесь.
Читайте также: Как правильно собрать документы для выхода на пенсию
№5. Как подать заявление на оформление пенсии?
С октября 2018 года документы на оформление пенсии по возрасту из государственного бюджета и выплат из ЕНПФ принимает госкорпорация "Правительство для граждан" – это местные ЦОНы.
Выплаты за счёт бюджетных средств и пенсионных накоплений будут осуществляться в один день и на один банковский счёт, указанный в заявлении. На основании указанного заявления будет оказана в том числе проактивная услуга (по умолчанию) по выплате государственной гарантии (разницы между суммой фактически внесённых обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учётом уровня инфляции и суммой пенсионных накоплений), если она положена получателю.
"Можно подать заявку через онлайн-портал электронного правительства egov.kz. Для этого нужно иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП) и перейти к услуге: "Гражданам" – "Социальное обеспечение" – "Назначение государственной базовой пенсионной выплаты" – "Заказать услугу онлайн". Заполнить заявку, подписать её с помощью ЭЦП, прикрепить отсканированные документы. На портале вы можете отслеживать статус заявки (одобрение или отказ в услуге).
№6. Я переехал в другой город, сменил фамилию. Нужно ли оповещать ЕНПФ?
При смене основных реквизитов (фамилии, имени, отчества, даты рождения) вкладчика, данные регистрируются в Государственной базе данных физических лиц, которые в свою очередь передаются электронным уведомлением в Государственную корпорацию "Правительство для граждан".
Из Госкорпорации в ЕНПФ поступает электронное уведомление об изменении этих данных о вкладчике. ЕНПФ в автоматическом режиме вносит изменения в основные реквизиты на индивидуальном пенсионном счёте вкладчика. Следовательно, эти сведения в ЕНПФ можно не сообщать.
Однако есть информация, которая может повлиять на выполнение обязательств ЕНПФ и которую вкладчик или получатель пенсии обязан в течение 10 дней с даты изменений сообщить в фонд. Вы должны оповестить ЕНПФ в следующих случаях:
- если сменили адрес проживания (при получении выписки с пенсионного счёта по традиционной почте);
- если изменили электронный адрес (при получении выписки с пенсионного счёта по электронной почте);
- при смене номера мобильного телефона (если вы получаете услуги фонда онлайн);
- при изменении банковских реквизитов (нужно обратиться в офис ЕНПФ или отправить документы почтой.
Подать заявление об изменении (дополнении) реквизитов вкладчика можно в офисах ЕНПФ, а также на сайте фонда в личном кабинете:
- выбрать услугу "Внести изменения и (или) дополнения в реквизиты" в разделе "Электронные сервисы" либо в личном кабинете;
- заполнить заявление об изменении реквизитов и подписать ЭЦП.
№7. Как следить за показателями ЕНПФ?
Единый накопительный пенсионный фонд публикует информацию о своих показателях на собственном сайте. Здесь можно изучить:
- текущие показатели фонда по пенсионным активам;
- годовой аудированный отчёт по пенсионным активам;
- годовой аудированный отчёт по собственным активам;
- отчёт о прибылях и убытках;
- бухгалтерский баланс.
- структуру инвестиционного портфеля пенсионных активов;
Эта же информация доступна в мобильном приложении ENPF.
№8. Хочу перечислять дополнительные пенсионные взносы. Что делать?
Закон позволяет вносить добровольные пенсионные взносы:
- в свою пользу за счёт своего дохода;
- в пользу третьего лица (их могут вносить как физлица, так и юрлица).
Размер взносов и график вкладчик определяет самостоятельно. Чтобы открыть счёт для добровольных пенсионных взносов, нужно обратиться в офис ЕНПФ с документом, удостоверяющим личность. При наличии ЭЦП можно заключить договор о пенсионном обеспечении за счёт добровольных пенсионных взносов в разделе "Электронные сервисы".
Получать накопления за счёт добровольных пенсионных взносов можно по достижении 50 лет.