В Казахстане, как и во всём мире, растёт число детей с аутизмом. Сегодня у каждого 54-го ребёнка в мире диагностировано расстройство аутистического спектра, а в РК с таким диагнозом живут по меньшей мере 12 тысяч человек. Каковы симптомы аутизма, как проходит диагностика, есть ли способ излечиться и могут ли люди с РАС жить обычной жизнью? На эти и другие вопросы ответила психолог-дефектолог Асель Сагадатова.

"Более 15 лет занимаюсь коррекцией разных нарушений развития у детей. По опыту могу сказать, что диагноз "аутизм" окружён множеством мифов. Я опубликовала десятки научных статей, посвящённых вопросам развития детей с нарушениями, и являюсь соавтором методических пособий по коррекционной работе. Сейчас работаю в столичном кабинете психолого-педагогической коррекции №2 и регулярно сталкиваюсь с РАС. Дети с таким диагнозом бывают очень разными – одни способны вести самостоятельную и продуктивную жизнь, в то время как другие нуждаются в пожизненном уходе и поддержке. Но все они умеют любить и дружить, просто выражают чувства иначе! Когда вы видите ребёнка, который, на ваш взгляд, ведёт себя неподобающим образом, не спешите осуждать родителей. Возможно, это ребёнок с особенностями развития. А от этого никто не застрахован", – объяснила столичный дефектолог.

№1. Что такое аутизм

Вопреки распространённому мнению, аутизм – это не болезнь, а расстройство.

Термин происходит от латинского слова autos и переводится как "погружение в себя". Это нарушение психического и речевого развития, сопровождающееся трудностями с коммуникацией и выполнением бытовых задач. Это своего рода обособление от реальности.

Аутизм бывает очень разным, поэтому существует такое понятие, как расстройство аутистического спектра. Один ребёнок не может разговаривать и общается с помощью картинок на планшете, другой, испытывая негативные эмоции, начинает биться головой о стену, третий с лёгкостью умножает трёхзначные числа в уме, но не может смотреть в глаза собеседнику. Эти дети совершенно разные, но у всех один диагноз – РАС. 

№2. Откуда берётся РАС. Передаётся ли расстройство по наследству

Аутизмом невозможно заболеть. Это врождённое состояние. Ни прививки, ни травмы, ни какие-либо другие факторы не могут стать причиной аутизма, но могут стать катализатором.

Как правило, аутизм проявляется в течение первых пяти лет жизни и сохраняется во взрослом возрасте. Это генетическое заболевание, которое вызывают как наследственные, так и ненаследственные геномные изменения, включая мутации в генах или сегментах ДНК. То есть на вероятность проявления у ребёнка РАС влияет множество факторов – от наследственности до экологической обстановки.

№3. В каком возрасте чаще всего диагностируют РАС

Чаще всего детям в возрасте от 3 до 5 лет ставят диагноз РДА – ранний детский аутизм, или синдром Каннера. Клинические проявления расстройства зависят от формы аутизма и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.

В течение первого года жизни заметить симптомы РАС довольно сложно, но в некоторых случаях они проявляются уже с двух месяцев. Именно поэтому детям необходимо патронажное наблюдение. 

№4. Симптомы РАС на первом году жизни

К симптомам аутизма у детей до года относят следующие проявления:

  • отсутствие интереса к игрушкам;
  • отсутствие реакции на своё имя;
  • отсутствие зрительного контакта в возрасте более трёх месяцев;
  • склонность постоянно теребить ленточки или волосы;
  • отсутствие лепета, жестикуляции и попыток подражать звукам;
  • постоянные вздрагивания, боязнь громких звуков.

Распознать признаки аутизма у маленьких детей, которые ещё не разговаривают, довольно трудно. Но если вы обнаружили у ребёнка похожие симптомы, стоит обратиться к врачу.

№5. Симптомы РАС в возрасте одного-двух лет

Симптомами аутизма в один-два года считаются такие проявления:

  • чтобы успокоиться, ребёнок обхватывает себя руками или раскачивается из стороны в сторону;
  • малыш не пытается подражать эмоциям, действиям, звукам, интонациям и словам;
  • ребёнок не хочет сидеть на руках даже у близких, избегает объятий и тактильного контакта;
  • малыш пытается выстроить предметы в ряд или сортирует их по цветам;
  • для игры ребёнку никто не нужен;
  • отсутствуют бытовые навыки, ребёнок не может мыть руки, пить из чашки.

В этот период обычные дети становятся более коммуникабельными. Они радуются приходу родителей, начинают подражать звукам и произносить слова, пытаются копировать действия и мимику. Как правило, именно в этом возрасте проявления РАС становятся заметными. 

№6. Симптомы РАС в возрасте трёх и более лет

Признаками РАС в три года считаются такие проявления:

  • отсутствие речи;
  • отсутствие указательного жеста, использование руки взрослого для выполнения задачи;
  • постоянное выдумывание слов;
  • многократное повторение услышанных фраз;
  • появление чего-то нового провоцирует истерики;
  • отсутствие стремления к самостоятельности, слишком сильная привязанность к матери;
  • неусидчивость;
  • ребёнок говорит о себе во втором или третьем лице;
  • в детских играх нет сюжета;
  • ребёнок зациклен на деталях;
  • гиперактивность.

Некоторые дети с аутизмом развиваются согласно возрасту, но после перенесённой стрессовой ситуации или тяжёлой болезни начинают терять навыки. В таком случае необходимо как можно скорее обратиться за помощью.

№7. В чём именно проблема

Изучив симптомы, можно прийти к выводу, что дети с аутизмом – это просто необщительные люди со специфическим восприятием мира. Но это не совсем так.

Дети учатся, подражая взрослым. И именно коммуникация становится основным способом получения знаний. Соответственно, если ребёнок не испытывает потребности в общении, то и развитие замедляется. Кроме того, у детей с аутизмом нередко бывают проблемы с поведением – агрессия, истерики, неумение играть со сверстниками и соблюдать общественный порядок. 

Поэтому чем раньше диагностировать аутизм и приступить к коррекции, тем больше возможностей наладить коммуникацию и реализовать потенциал ребёнка. 

№8. Куда обращаться

Если вы обнаружили признаки РАС у своего ребёнка, стоит обратиться в поликлинику по месту жительства. Там вас направят в кабинет психолого-педагогической коррекции. Такие кабинеты есть в каждом регионе страны, где оказывают помощь бесплатно.

После официального установления диагноза ребёнка могут направить в другое учреждение. Это зависит от тяжести клинических проявлений и формы расстройства.

Кроме того, в стране есть благотворительные организации, оказывающие помощь людям с аутизмом. К примеру, фонд Булата Утемуратова с 2015 года реализует программу "Аутизм. Мир один для всех". За это время в стране открыли 10 аутизм-центров "Асыл Мирас", где дети бесплатно получают высококвалифицированную помощь. 

№9. Как происходит коррекция

Задача коррекции – развить навыки, необходимые для адаптации в обществе и полноценного развития.

Есть множество методик, позволяющих улучшить состояние людей с аутизмом. В каждом конкретном случае врачи подбирают индивидуальный план мероприятий.

Самым эффективным методом считается психолого-педагогическое вмешательство на основе прикладного поведенческого анализа, это АВА-терапия и её вариации. Используется также бломберг-терапия ритмичными движениями – методика, основанная на естественных младенческих движениях, повторяющих паттерны примитивных рефлексов. Она помогает справиться с повышенной тревожностью, боязнью громких звуков, яркого света и прикосновений.

Биоакустическая коррекция позволяет устранить нарушения в работе мозга, а метод аудиопсихофоностимуляции (Томатис-терапия), в основе которого лежат слуховые тренировки, помогает научить ребёнка слушать и слышать собеседника.

Ещё один интересный метод называется InTime или "Держи ритм".
 Он направлен на улучшение работоспособности и гармонизацию работы мозга посредством стимуляции ритмом, движением и звуками разных частот.

№10. Нужны ли медикаменты

Как правило, людям с РАС нужна помощь сразу нескольких специалистов. В их числе: логопед, сурдолог, тифлопедагог, учитель адаптивной физкультуры, психолог, дефектолог и психиатр. Комплексный подход позволяет справиться с проявлениями РАС без применения медикаментов.

Но в некоторых случаях психиатры всё же выписывают лекарства, но не для коррекции РАС, а для временного устранения симптомов. Например, антипсихотические препараты используются при серьёзных поведенческих проблемах, а антидепрессанты назначают для лечения тревоги.

Важно: как бы тяжело ни было с ребёнком, ни в коем случае нельзя применять лекарственные средства без назначения врача. Некоторые препараты и добавки могут вызывать опасные побочные эффекты при взаимодействии.

№11. Могут ли люди с РАС жить обычной жизнью

Эффективность социальной адаптации во многом зависит от клинической формы аутистических нарушений и их глубины, а также от организации социальной помощи. Без своевременной коррекции ребёнок с аутизмом вряд ли сможет вырасти полноценным членом общества. Именно поэтому так важно вовремя диагностировать расстройство и начать лечение.

До 1990 года дети с аутизмом учились на дому или в специализированных учреждениях. В отдельных регионах такие детки считались необучаемыми, хотя между аутизмом и умственной отсталостью есть множество отличий. Это приводило к тому, что дети не могли социализироваться и выявить свои сильные стороны. Но теперь ситуация иная. 

При должной подготовке дети с аутизмом могут учиться в обычной школе, иметь друзей и развиваться согласно возрасту. Сегодня ничего не мешает обучению ребёнка с аутизмом в обычном классе, так как большинство психиатров и педагогов сходятся во мнении, что обучение в коллективе положительно влияет на социальную адаптированность ребёнка с РАС.

За годы работы психолог-дефектолог Асель Сагадатова не раз встречала детей с РАС, и многие из них уже повзрослели. На примере своих воспитанников специалист поняла, что аутисты – это не изгои общества, а люди, которым просто нужно больше внимания и поддержки.