Как не стать жертвой фейковых рассылок по WhatsApp
№1. Что случилось?
Рассылка фейковых сообщений по WhatsApp стала распространённой практикой. Есть множество примеров, когда казахстанцы получали через мессенджер предупреждения о той или иной опасности. Пожалуй, самый яркий из них – распространение информации о банкротстве целого ряда ведущих казахстанских банков второго уровня в день, когда Нацбанк объявил о девальвации тенге. Не менее памятны случаи, связанные с рассылкой предупреждений о ВИЧ-инфицированных бананах и утечке бактерий сибирской язвы из карантинной зоны. Во всех этих случаях неважно, было ли сообщение текстовое или звуковое, авторы ссылались на достоверные источники, однако в итоге сообщения оказались дезинформацией.
№2. Кто стоит за массовой дезинформацией?
Рассылка фейковых сообщений с помощью различных мессенджеров – проблема, актуальная не только для Казахстана. К примеру, аналогичные предупреждения о ВИЧ-инфицированных бананах массово получали граждане разных государств. Кто занимается дезинформацией в стране и в мире – ответить однозначно невозможно. Как правило, за той или иной рассылкой стоят разные люди, и каждый из них преследует свою цель – это может быть месть, попытка заработать мошенническим путём или отвлечь внимание от уже совершённого преступления. Так или иначе рассылка фейковых сообщений – это всегда провокация людей на действия, которые выгодны злоумышленникам.
№3. Какие ошибки чаще всего совершают получатели фейковых сообщений?
Самая главная ошибка, которую может совершить человек, получивший информацию из неофициального источника, – отреагировать на провокацию и начать дальше её распространять, ведь именно на это и рассчитывают злоумышленники. Нередко люди, узнавшие о якобы грядущей опасности, впадают в панику. В таком состоянии желание предупредить близких, родственников, друзей, знакомых, коллег берёт верх над здравым смыслом, в итоге каждый адресат становится очередным потенциальным звеном цепочки распространения фейка. Есть даже примеры, когда воспитатели детских садов и школьные педагоги, получив сообщения, пытались предупредить родителей своих учеников.
№4. Как определить, правда или ложь написана в сообщении?
Если говорить конкретно о способах предупреждения посредством гаджетов, то официальная информация от государственных органов, как правило, распространяется путём СМС, с номера горячей линии – 112. Пример тому – сообщения о заморозках, усилении ветра, резком повышении температуры воздуха. Рассылка, сделанная официальным источником, проверки не требует, поэтому если сообщается о необходимости принимать меры, для того чтобы обезопасить себя и своих близких, нужно незамедлительно действовать. Во всех остальных случаях верить сообщениям на слово не следует. Информацию, полученную с неизвестного номера, нужно проверять. Сделать это можно разными способами, один из них – это самим позвонить по номеру горячей линии 112. Даже если операторы некомпетентны ответить на какой-то вопрос, они должны дать контакты уполномоченного государственного органа. Кроме того, в чрезвычайных ситуациях следует включить телевизор или радио, чтобы посмотреть, нет ли экстренных выпусков новостей, или же поискать необходимую информацию в интернет-СМИ.
№5. Какое наказание грозит тем, кто делает фейковые рассылки?
Распространение фейковой информации считается серьёзным преступлением, так как оно может повлечь за собой самые непредсказуемые последствия. Особенно это касается случаев, связанных с ложными сообщениями о чрезвычайных ситуациях: наводнениях, землетрясениях и прочих стихийных бедствиях, которые могут вызвать массовую панику. Согласно статье 274 Уголовного кодекса Республики Казахстан за распространение заведомо ложной информации, создающей опасность нарушения общественного порядка или причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан, предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок: от 1 до 10 лет. Впрочем, каждый случай, конечно, индивидуален, и при определённых обстоятельствах нарушитель может отделаться штрафом.