“Друзья экономики”: как фармацевтические предприятия влияют на развитие страны
Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz
Роль фармпроизводителей в экономике возрастает
Казахстанский фармацевтический рынок динамично растёт и развивается. В секторе работает около 80 предприятий, на которых заняты более 3 тысяч специалистов. Хотя фармотрасль занимает всего 0,2% от общего объёма промышленности, её доля в ВВП страны стабильно растёт. В 2017 году она составила 0,14%. Объём произведённого валового внутреннего продукта (ВВП) за 2017 год составил 53 101 281,8 млн тенге и по сравнению с предыдущим годом увеличился в реальном выражении на 4,1%. Также в 2017 году казахстанские фармпроизводители выпустили продукции на 72 439 млн тенге. Увеличиваются и объёмы экспорта. По данным Казахстанского института развития индустрии, в 2017 году он вырос на 112,8% и составил более 28 млн долларов.
При этом местные производители пока неспособны самостоятельно полностью удовлетворить потребности населения в лекарственных препаратах. Президент Назарбаев поставил задачу: добиться, чтобы Казахстан самостоятельно производил половину лекарственных средств, необходимых для системы здравоохранения. До этой цели пока далеко.
В финансовом разрезе казахстанские предприятия занимают всего 12% отечественного фармацевтического рынка. Показатель по объёму производства немного выше – 28%.
Для сравнения, в Южной Корее доля локальных производителей составляет 92%, в Китае – 70%, в Турции – 61%, в Испании – 52%, а во Франции – 49%.
Локальные предприятия нуждаются в поддержке, чтобы занять свою долю рынка. При этом стратегической целью для них становится не столько заработок, сколько обеспечение независимости и защита национальных интересов. Здоровье и жизнь граждан не должны зависеть от импортных поставок и постоянно меняющейся экономической ситуации.
Как устанавливаются цены на лекарства
Фармацевтический рынок Казахстана ждут важные перемены. Парламентариями рассматривается важный законопроект, по которому с 1 января 2019 года вводится механизм регулирования цен на все лекарства.
Сейчас рынок разделён на два сектора: коммерческие продажи через аптеки и лекарственное обеспечение в рамках гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) от государства.
Планируемые изменения в формировании цен предполагают четыре уровня регулирования:
- на уровне производителя;
- на уровне оптовых продаж и розничных продаж;
- на уровне госзакупок в рамках ГОБМП;
- на уровне системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС).
До этого ценообразование на свободном, розничном рынке, не регулировалось государством. Производители самостоятельно устанавливали цены на продукты. По новым правилам на все розничные цены лекарств будут установлены пределы. Нововведения должны помочь в борьбе с недобросовестными поставщиками и продавцами, которые искусственно завышают цены.
В системе госзакупок по ГОБМП государство уже регулирует цену как отдельных лекарственных средств по торговым наименованиям, выставляя максимальную предельную цену, так и максимальную предельную цену для категории по международному непатентованному наименованию.
Остро стоит и вопрос ценообразования на импортные препараты
Сейчас на свободном розничном фармацевтическом рынке цену на них устанавливает сам импортёр, ориентируясь на среднюю платёжеспособность в стране выпуска. Например, лекарственные средства, выпущенные в США, по всему миру продаются по цене, доступной для среднестатистического американца. Но когда их экспортируют в страны с более низким доходом на душу населения, возникает дисбаланс.
В среднем одна упаковка импортного лекарства на казахстанском рынке стоит 2,6 доллара, а локального – 0,9 доллара. При этом большая часть выручки от продаж зарубежных товаров возвращается в страну экспорта и, соответственно, способствует росту экономики страны-импортёра, а не локальной.
Почему простое возмещение затрат не лучший сценарий
Предлагая изменить существующую систему, очень важно для государственных регуляторов системы здравоохранения не упустить из виду роль фармпроизводителей в экономике страны. Предполагается, что реимбурсация (от англ. reimbursement – выплата компенсаций), то есть возмещение затрат в рамках ГОБМП, будет рассчитываться исходя из трат на производство. Говоря простым языком, чем больше производитель потратит на выпуск лекарства, тем большую сумму государству придётся возмещать.
Этот подход кажется логичным, но основываясь на нём, сложно оценить реальную эффективность предприятия. В такой модели не учитываются расходы на R&D (Research & Development – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, НИОКР), возвратные инвестиции, прямой и опосредованный вклад предприятий в экономику. Производители, которые стараются оптимизировать расходы на сырьё и производство, вкладываясь в научные разработки и инновации, оказываются не в самом выгодном положении. Принося большую пользу отрасли, они могут получить меньше поддержки от государства.
Как оценить качественный вклад предприятия в экономику
Вклад предприятия в экономику страны не ограничивается продажей товаров и уплатой налогов. Компании создают рабочие места, платят зарплату сотрудникам, обучают их. За счёт закупок сырья и потребительских расходов работников предприятия косвенно влияют и на другие отрасли. Например, обеспечивают создание дополнительных рабочих мест в компаниях-подрядчиках, которые генерируют доход и зарплату для своих сотрудников, а также дополнительные налоговые поступления в бюджет.
В случае с фармацевтической отраслью нельзя не упомянуть вклад в научно-исследовательскую деятельность и инновации. Разработка новых лекарственных форм, строительство лабораторий и совершенствование технологий – это важные и долгосрочные инвестиции в развитие страны.
В некоторых европейских странах, в частности в Польше, государство и фармацевтические предприятия тесно сотрудничают и называют себя "друзьями" или "партнёрами". Польша как страна с крупнейшей экономикой Восточной Европы осознаёт зависимость от поставщиков в Еврозоне и ставит развитие национальной фарминдустрии в приоритет. В стране внедрены измеряемые критерии, которые помогают оценить вклад фармацевтических компаний в развитие польской экономики.
Читайте также:
Кто такие "друзья экономики"? Разбираемся на примере компании SANTOОценка вклада производится министерством, ответственным за промышленное развитие и национальную экономику. Для Казахстана подобную модель предложил и разработал доктор Кшиштоф Ланда, экс-министр здравоохранении Польши.
Категория предприятия определяется на основе ряда критериев RMD (Reimbursement Mode for Development – возмещение затрат для развития):
- Затраты на НИОКР: учитывается стоимость исследований и разработки новых лекарственных средств, за исключением стоимости клинических исследований, проводимых казахстанскими или зарубежными компаниями на территории Казахстана.
- Стоимость производства в Казахстане: учитывается стоимость продаваемой продукции, произведённой в стране, и экспорт продукции.
- Рабочие места: учитывается количество созданных рабочих мест, затраты на заработные платы, объём социальных выплат.
- Налоги, выплачиваемые в Казахстане: учитывается объём и своевременность налоговых выплат.
Такие критерии помогают дифференцировать производителей по уровням влияния на экономику и систему здравоохранения. Если производитель соответствует перечисленным требованиям, государство готово добавить повышающий процент к возмещаемой сумме затрат на стоимость лекарственного средства.
Внедрение системы реимбурсации для экономического развития поможет определять критерии ценообразования и уровень ценовой надбавки в розничных и оптовых продажах. Подобные модели оценки вклада фармацевтических предприятий в экономику работают и в других европейских странах, правда, не на официальном уровне, а на уровне переговоров государственных регуляторов с фармацевтическими производителями. Становясь "друзьями экономики", фармпроизводители получают стимул к развитию.
Читайте также:
Кшиштоф Ланда: Ни одна страна не может обеспечить граждан лекарствами только за счёт государства