Согласно Закону "О связи" каждый абонент обязан предоставить свой ИИН и IMEI-код устройства оператору сотовой связи. Мобильные телефоны, которые не зарегистрируют к 1 января 2019 года, отключат. Правила регистрации Министерством информации и коммуникаций уже утверждены, и они едины для всех. Правда, над способами одни мобильные операторы только работают, другие уже предоставляют готовые алгоритмы. Informburo.kz рассказывает, что важно знать о регистрации телефонов.

1. Для чего возникла необходимость в регистрации?

В начале 2017 года министр информации и коммуникаций Даурен Абаев в интервью газете "Казахстанская правда" отметил, что регистрация мобильных телефонов – это мера, принятая в рамках пакета законодательных поправок, направленных на борьбу с экстремизмом и терроризмом в стране.

Изначально планировалось ограничиться сбором лишь IMEI-кодов мобильных телефонов, однако позже выяснилось, что на рынке встречаются устройства, у которых они абсолютно одинаковые. Чтобы получить реальный эффект от регистрации, IMEI-код устройства необходимо привязать к ИИН владельца и номеру абонента. В уполномоченном ведомстве уверяют, что после внедрения обязательной регистрации кражи телефонов станут просто бессмысленными, так как новые владельцы не смогут воспользоваться чужим устройством.

2. В каких случаях регистрация не требуется?

Регистрировать телефоны на территории нашей страны обязаны все пользователи мобильной связи. Исключение предусмотрено лишь для владельцев телефонов, находящихся в Казахстане в роуминге. Туристам, которые захотят купить SIM-карту одного из казахстанских сотовых операторов, придётся регистрироваться на общих правах, даже если они планируют пользоваться связью всего несколько дней. Вместо ИИН иностранцы будут предоставлять номер паспорта.

3. Что представляет из себя процедура регистрации?

Процедура регистрации бесплатная. По общим правилам пройти её можно двумя способами: придя в офис компании мобильной связи или удалённо. Оба способа равноценны, главное предоставить требуемые сведения в полном объёме: ИИН от физических лиц, БИН – от юридических, кроме того, идентификационный код телефона и абонентский номер.

Правилами установлено: регистрация или перерегистрация для физических лиц производится в срок, не превышающий 4 рабочих часа, для юридических процедура может длится до 8 рабочих часов. Срок отсчитывается с момента представления сведений.

На время регистрации мобильного устройства сотовая связь отключается – за исключением сервисов, необходимых непосредственно для регистрации. Эти сервисы определяются оператором сотовой связи.

Абонентский номер должен быть оформлен на того, кто им пользуется. Регистрировать устройство на одного члена семьи, если им будет пользоваться другой, запрещено. Если телефон поломается и на время ремонта абонент решит воспользоваться другим устройством, – его регистрация тоже обязательна. Необходимо будет предварительно снять с регистрации абонентское устройство, отданное на ремонт.

4. Как регистрироваться абонентам разных мобильных операторов?

Останавливаться подробно на процедуре регистрации в офисах компаний смысла нет – их сотрудники сами на месте должны сориентировать клиентов. Мы поинтересовались у мобильных операторов об алгоритме для самостоятельного прохождения процедуры. Ещё не все готовы их представить в полной мере.

Beeline

Телефоны, обслуживающиеся в сети оператора Beeline до 1 января 2019 года, регистрируются автоматически в локальной системе и передаются в базу данных идентификационных кодов (БДИК). Автоматически – это значит, что оператор видит у себя в системах все три параметра ИИН, MSISDN (абонентский номер) и IMEI (номер устройства), которые будут переданы в БДИК.

Абоненту необходимо только проверить корректность регистрации своего номера и наличие ИИН. В случае если ИИН отсутствует, необходимо сообщить недостающие сведения оператору для включения в базу. Проверить корректность регистрации можно, набрав *835# с номера Beeline и нажав кнопку дозвона. В ответ абонент получит SMS со своими данными, которые имеются у мобильного оператора.

Зарегистрироваться можно одним из предложенных способов:

  1. Отправить свой ИИН (12 цифр) на короткий номер 6914 с номера Beeline.
  2. Набрать команду *691#.
  3. Позвонить на номер 6914. График работы: 09:00 – 01:00.
  4. Отправить ИИН в приложении "Мой Beeline".
  5. Отправить данные посредством терминалов QIWI при пополнении баланса.


Tele2 и Altel

Tele2 и "Алтел" предложили несколько способов регистрации телефонов:

  • отправить свой ИИН на короткий номер 6914 с номера Tele2;
  • набрать команду *6914#;
  • обратиться в салон связи Tele2;
  • ввести свой ИИН в специальное поле и нажать на кнопку "Отправить" на интернет-ресурсах http://imei.altel.kz или http://imei.tele2.kz. Абонентский номер при открытии этих сайтов через сеть передачи данных Теле2 или "Алтел" определяется автоматически (пока сайты работают в тестовом режиме).

Чтобы проверить, какие IMEI устройств уже были зарегистрированы за номером, необходимо набрать команду *6914#. Проверить корректность регистрации абонентского номера можно по команде *835# или в личном кабинете на сайте оператора.

Для перерегистрации устройства и снятия с регистрации устройства абоненту необходимо обратиться в салон связи Теле2 и "Алтел".

Kcell и Activ

У абонентов Kcell и Activ есть два способа регистрации телефонов. Они могут отправить ИИН через SMS и USSD-команду.

Наиболее простой способ – регистрация через SMS. Абонент получит SMS с короткого номера 6006 с информацией о необходимой регистрации. В ответ на него нужно отправить свой ИИН. Либо можно самостоятельно отправить SMS на номер 6006 с номером ИИН. После этого абоненту придёт сообщение о том, что информация принята для дальнейшей регистрации.

Второй способ – набрать на телефоне USSD-команду *660# и кнопку дозвона, после чего откроется поле, в которое нужно ввести ИИН и нажать кнопку "Отправить". Информация для регистрации будет принята.

Планшеты, умные часы, как, например, Apple Watch, детские GPS-часы, модемы, роутеры – тоже необходимо зарегистрировать. Абоненты Кселл могут это сделать в личном кабинете на сайтах kcell.kz и activ.kz.

5. Как зарегистрировать детей и подростков?

Если владельцу телефона ещё не исполнилось 14 лет, то процедуру должны пройти законные представители от его имени. Подростки, которым от 14 до 18 лет, могут зарегистрировать своё устройство связи только с согласия родителей или опекунов.

6. Может ли сотовый оператор отказать абоненту в регистрации?

Обстоятельств, при которых сотовый оператор мог бы отказать абоненту в регистрации, немного, но они всё же есть:

  • если идентификационный код этого телефона уже числится за другим абонентом в БДИК;
  • если абонентский номер зарегистрирован за другим владельцем.

7. Как быть владельцам двухсимочных телефонов?

Двухсимочный телефон имеет два IMEI-кода, поэтому владельцам таких мобильных устройств необходимо будет провести регистрацию каждого из слотов. То есть регистрировать телефон придётся дважды: у каждого оператора отдельно. Другого варианта не предусматривается. Регистрация только у одной из мобильных компаний означает, что второй будет отключён. Если в двухсимочном абонентском устройстве один идентификационный код, то он может быть признан как дублированный, поэтому его рекомендуют зарегистрировать в текущем году, так как в 2019 году устройства с дублированными или некорректными идентификационными кодами регистрации подлежать не будут.

Если в двухсимочном телефоне используется только один абонентский номер, то регистрации подлежат все идентификационные коды в устройстве с указанием ИИН и абонентского номера. Законодательство не ограничивает количество разных идентификационных кодов для одного абонентского номера.

8. Когда заканчивается срок регистрации?

Доступ к услугам связи должен быть ограничен для всех незарегистрированных абонентов с 1 января 2019 года. Предусматривается ли дополнительное время для тех, кто по каким-либо причинам не успеет этого сделать в срок, пока неизвестно. Скорее всего, это будет зависеть от того, когда именно мобильные операторы начнут регистрацию. Пока способы регистрации представлены только компанией Beeline.

9. Зарегистрированным телефоном сможет пользоваться другой абонент?

Чтобы новый владелец смог воспользоваться устройством, его необходимо будет перерегистрировать. Для этого сначала оператор сотовой связи должен получить от бывшего владельца согласие: устное или документальное подтверждение о переходе прав собственности, пользования или владения, а затем принять заявку на регистрацию от нового владельца. Именно это, если верить разработчикам, и сделает кражу телефонов в Казахстане бессмысленной, так как воспользоваться ими без согласия прежних владельцев новые не смогут.

Если владелец телефона перестанет пользоваться мобильным устройством, он может снять его с регистрации. Для этого необходимо подать заявку в компанию сотовой связи в произвольной форме. Процедура снятия с регистрации абонентского устройства сотовой связи осуществляется в срок: для физических лиц – до 4 рабочих часа, для юридических – до 8 рабочих часов.