17 мая во всём мире отмечают Международный день борьбы с гомофобией, лесбофобией, бифобией и трансфобией (IDAHOLBIT – International day against homophobia, lesbophobia, biphobia and transphobia). 17 мая 1990 года Всемирная организация здравоохранения исключила гомосексуальность из списка сексуальных девиаций. Однополые браки на сегодняшний день регистрируются в 23 странах мира. Несмотря на это, в мире представители ЛГБТ всё ещё сталкиваются с дискриминацией, ненавистью и преследованиями.

№ 1. Что такое гомофобия?

Термин "гомофобия" происходит от объединения двух греческих слов, означающих "одинаковое, подобное" и "страх". Прежде этот термин в психиатрии обозначал страх монотонности и однообразия. Однако в 1971 году психолог Кеннет Т. Смитт опубликовал статью "Гомофобия: предварительный профиль личности", в которой связал это слово с негативным отношением к гомосексуалам. А в 1972 году американский психолог Джордж Вайнберг в книге "Общество и здоровый гомосексуал" определил гомофобию как страх быть близким к гомосексуалам. Более старые термины для обозначения понятия – "гомосексофобия", "гомоэротофобия". Под гомофобией обычно понимают страх и острую неприязнь к людям, предпочитающим выстраивать отношения с лицами своего же пола. Гомофобия – это прежде всего иррациональное чувство, оно сродни ксенофобии, так как тоже подразумевает неприятие инаковости и может вести к дискриминации и насилию.

№ 2. Другие термины для обозначения понятия

Есть мнение, что термин "гомофобия" содержит негативную коннотацию и может быть оскорбительным. Поэтому в некоторых случаях его предлагают заменять на "гомонегативизм". Исследователи всё ещё не пришли к общему мнению о том, где проходит чёткая граница между двумя понятиями. Считается, что гомонегативист – это человек, который пришёл к неприятию проявлений однополой любви с помощью умозаключений, тогда как гомофоб проявляет неприязнь в большей степени на эмоциональном уровне.

В 1991 году американский психолог Грегори Херек предложил термин "антигомосексуальные предрассудки". По его мнению, это определение корректнее, так как не возлагает всю вину за ненависть в отношении гомосексуалов на индивида, тогда как гомофобия может быть порождена и культурой, и общественными установками.


№ 3. Почему люди становятся гомофобами?

Существует мнение, что гомофобы – это часто латентные гомосексуалы, вытесняющие и подавляющие свои чувства. Однако этот социально-психологический феномен, как правило, имеет более сложную природу, он может быть связан и с рядом других причин.

Одной из фундаментальных причин гомофобии можно считать патриархальную систему отношений в обществе. В такой среде гетеронормативное распределение ролей между мужчинами и женщинами обычно возводится в культ. То есть женщине приличествует быть слабой и пассивной, а мужчине – более сильным и властным. Всё, что идёт вразрез с системой, воспринимается как угроза ценностям.

Так как есть ложный стереотип, который подразумевает, что гей – это мужчина, который перенимает женскую модель поведения, в патриархальной системе координат это воспринимается как нечто постыдное и унизительное. Поэтому некоторые гомофобы бравируют своими взглядами, полагая, что тем самым могут продемонстрировать брутальность.

С социально-политической точки зрения гомофобия – это удел консервативных, тоталитарных обществ. Чем больше государство поддерживает либерализм, уважение к личности и принципы гуманизма, тем больше прав оно предоставляет представителям ЛГБТ.

№ 4. Гомофобия и религия

Гомофобно настроенные люди также обычно апеллируют к религии. Христиане в этом контексте часто цитируют Послание к римлянам:

"Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным". И: "Подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение".

Гомофобно настроенные приверженцы ислама обычно цитируют притчу о народе Лута, кораническую версию истории городов Содом и Гоморра.


"И пошёл Лут, и сказал людям: "Не предаётесь ли вы разврату невиданному? Утоляете страсть свою с мужчинами, а не с женщинами". (Коран 7:80-81)

Однако во второй половине двадцатого века получили развитие либеральные направления авраамических религий и квир-богословие. Сторонники религиозных реформ говорят о том, что понимание священных писаний в части, касающейся гомосексуальности, требует пересмотра. Они также выступают за право верить в Бога вне зависимости от сексуальной ориентации.

Сторонники квир-направлений в религиях говорят о том, что, возможно, в притче о народе Лута речь может идти об осуждении гомосексуального принуждения, а не о подобных отношениях как таковых.

Либерально настроенные христиане обычно указывают на то, что Иисус в евангелических текстах ничего не говорит о гомосексуальности. Осуждение однополой любви встречается в послания апостола Павла. Правда, поддерживающие ЛГБТ-движение в религии порой упоминают, что Павел скорее осуждал некоторые языческие римские практики, нежели непосредственно геев. К тому же в контексте сегодняшнего дня, по их мнению, священные писания стоит воспринимать иначе, ведь в те времена, когда они создавались, не было современного понятия "гомосексуальность".

№ 5. Что такое внутренняя гомофобия?

Внутренняя или интернализированная гомофобия – это негативное отношение к себе и другим представителям ЛГБТ внутри этого сообщества. Внутренняя гомофобия может быть направлена на самого себя и проявляться в виде отрицания своей идентичности. Это может выражаться, например, в попытке вжиться в одобряемый обществом образ через вступление в гетеросексуальные отношения, брак. В крайних случаях это может приводить к нанесению себе вреда вплоть до суицидальных попыток.

Внутренняя гомофобия, направленная на других представителей ЛГБТ-сообщества, может выражаться в осуждении образа жизни открытых геев, неприятии борьбы за права сексуальных меньшинств.

Гей, проявляющий внутреннюю гомофобию, зачастую искренне считает, что сексуальную ориентацию следует скрывать либо стыдиться её.

Внутренняя гомофобия может проявляться в лексиконе человека в виде высказываний, противопоставляющих "геев" и "нормальных" людей, или употреблении оскорбительных эпитетов по отношению к другим представителям ЛГБТ-сообщества.

№ 6. Доброжелательная гомофобия

Гомофобия – это не всегда агрессия, убийства и прямая конфронтация. Она может носить и пассивно-агрессивный характер. Как правило, здесь дело в подсознательных негативных установках, которые человек может не осознавать.

Примеры доброжелательной гомофобии – это снисходительные заявления наподобие: "Пусть живут, они не виноваты, что родились такими" или "Я ничего не имею против геев, просто пусть не афишируют пристрастия".

Также существует экзотизация представителей ЛГБТ-сообщества. Её можно увидеть в старых кинофильмах о геях, в которых они часто представлены как причудливые создания в пёстрых одеяниях и с макияжем. Экзотизация в обычной жизни проявляется, когда дружественно настроенные гетеросексуальные люди считают своих друзей-геев некой диковинкой, постоянно подчёркивая необычность их образа жизни.

№ 7. Гомофобное насилие в мире

Гомофобные тенденции всё ещё проявляют себя в разных странах. Например, в Гамбии за гомосексуальные отношения предусмотрено пожизненное заключение. В Иране, Ираке, Судане, Саудовской Аравии и ряде других мусульманских стран для геев до сих пор предусмотрена смертная казнь по законам шариата.


Весной прошлого года в СМИ начали появляться материалы о похищениях, пытках и массовых убийствах гомосексуалов в Чечне. Однако чеченские власти отрицали эти факты.

11 июня 2013 года Государственная дума России приняла закон, запрещающий пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.

№ 8. Гомофобия в Казахстане

Казахстанские борцы за права ЛГБТ говорят о гомофобии и дискриминации гомосексуальных, бисексуальных, трансгендерных и других людей с квир-идентичностью в Казахстане. ЛГБТ-люди подвергаются преследованиям, физическому и моральному насилию, социальной изоляции и агрессивному осуждению.

В 2015 году СМИ писали о жестоком убийстве гея в ВКО.

Одним из примеров гомофобной тенденции в казахстанском обществе стал кейс "Пушкин-Курмангазы", когда в 2014 году консерватория имени Курмангазы потребовала от рекламного агентства 34 миллиона тенге из-за ироничного постера с изображением поцелуя Александра Пушкина и Курмангазы Сагырбайулы.

В 2009 году Казахстан был одной из стран, выступавших против принятия Декларации Организации Объединённых Наций по вопросам сексуальной ориентации и гендерной идентичности.

В Казахстане для представителей ЛГБТ существует запрет на службу в органах внутренних дел, запрет на брак, запрет на суррогатное материнство и усыновление детей.

Вместе с тем пункт 2, статья 14, Конституции Республики Казахстан гласит, что никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.