Что изменилось в поправках к Конституции после всенародного обсуждения?
1. Что случилось?
3 марта 2017 года Парламент принял в первом чтении поправки к Конституции. Ранее поправки были вынесены на всенародное обсуждение. После завершения этого обсуждения они были переданы в Парламент.
2. О каких поправках идёт речь?
Поправки касаются перераспределения полномочий между ветвями власти. Рассматривается около 40 полномочий Президента, которыми предлагается наделить Правительство и Парламент. Всенародное обсуждение проекта закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК" длилось месяц, после чего в изначальный документ были внесены некоторые изменения. При этом основная масса поправок не подверглась корректировкам.
3. Сколько правок было внесено в проект после завершения всенародного обсуждения?
Более 10. В общей сложности же в рабочую группу поступило около шести тысяч предложений, которые в совокупности касаются содержания всех разделов Конституции.
4. Какие изменения были добавлены?
Изменена формулировка в статье 49. Согласно ей Парламент является высшим представительным органом республики, осуществляющим законодательную власть (ранее – законодательные функции). Хотя проект закона не затрагивал пункт 4 ст. 73, из редакции, принятой Парламентом, этот пункт из Конституции исключён. Звучит он так: "На решение Конституционного cовета в целом или в его части могут быть внесены возражения Президента, которые преодолеваются двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного cовета. При непреодолении возражений Президента решение Конституционного cовета считается непринятым". Кроме того, добавлен новый пункт в статью 2: "В пределах города Астаны может быть установлен особый правовой режим в соответствии с конституционным законом".
5. Будут ли вноситься изменения в статью 26?
Нет, утверждённый в первом чтении законопроект статью 26 не затрагивает. Напомним, изначально предполагалось изменить пункты 1 и 2 статьи 26. В действующей Конституции они звучат так: "Граждане РК могут иметь в частной собственности любое законно приобретённое имущество. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом".
6. Какие ещё пункты были исключены из законопроекта?
Ещё одна исключённая поправка касается вопроса формирования Правительства. Сейчас предложения о структуре и составе Правительства вносятся главе государства премьер-министром. Предполагалось, что премьер-министр будет консультироваться по этому вопросу с Мажилисом, однако впоследствии это изменение решили не вносить.
7. Что изменилось в поправках, касающихся работы Правительства?
До обсуждений предполагалось, что Президент будет назначать на должность и освобождать от неё членов Правительства по представлению премьер-министра. Согласно внесённым правкам премьер-министр теперь будет вносить представление только после консультаций с Мажилисом.
"Правительство – коллегиальный орган, и в своей деятельности ответственно перед Президентом республики и Парламентом", – так звучит пункт 2 статьи 64. До начала всенародного обсуждения предполагалось, что правительство будет ответственно только перед Президентом и Мажилисом.
Похожее изменение произошло и в статье 67. В принятом Парламентом варианте подпункт 4 звучит так: "Премьер-министр докладывает Президенту и Парламенту об основных направлениях деятельности Правительства и обо всех его важнейших решениях". Ранее говорилось только о докладах Президенту и Мажилису.
8. Вносились ли правки в пункты, касающиеся полномочий Президента?
Да. Согласно рассматриваемым поправкам к Конституции, Президент Казахстана имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов. В первоначальной редакции это означало, что "соответствующие законопроекты должны быть приняты в первоочередном порядке в течение двух месяцев". Теперь они могут быть приняты "в течение текущей сессии Парламента".