Пласидо Доминго и Казахстан: история одной встречи
Эти воспоминания связаны с невероятными усилиями по выводу неизвестной тогда широкой публике Майры Мухаммед-кызы на мировые сцены.
Известная поговорка о том, что плох тот солдат, который не мечтает быть генералом, не означает, что всякий мечтающий солдат становится генералом. Но мечтать никогда и никому не вредно. Особенно, когда в стремлении к достижению цели проявляются лучшие человеческие качества не только мечтающего солдата, но и его окружения.
Итак, 15 лет тому назад было достигнуто невероятное: в Париже мне, человеку далекому от оперы, благодаря моим французским друзьям удалось вывести Майру на сцену Opera de Paris!
В желании оказаться на сцене легендарного театра она была не одинока. К своему удивлению, обнаружил, сколько в мире сопрано – талантов, которые могли бы потенциально заполнить все сцены знаменитых театров. Конкуренцию обостряло то обстоятельство, что по времени наши усилия совпали с закрытием на продолжительный капремонт миланского La Skala. Известные исполнители этого театра тоже устремились на сцену Opera de Paris. Конкурс претендентов на прослушивание оказался невероятно насыщенным.
Но великолепное сопрано Майры, помноженное на её талант, стоило этих усилий. Несмотря на все сложности, нам удалось преодолеть все барьеры и оказаться на заветной сцене. И это особая история. Сейчас речь о знакомстве с Пласидо Доминго.
В театральном искусстве, где подготовка любого спектакля занимает длительное время, надо уметь "встроиться" в программу за два-три года раньше. Выход на сцену Opera de Paris не давал твёрдых гарантий. Надо было продумывать и другие возможности, которые могли бы привести к мировой славе. Тогда возникла идея установления контакта с уже легендарным Доминго, мэтром Нью-Йоркской оперы.
Такая возможность была обсуждена с людьми, которые имели отношение к конкурсу "Опералия" в Париже. И здесь с особой благодарностью я вспоминаю усилия мадам Н. Морэн.
Она с благородной готовностью подхватила мою идею и сумела успешно привлечь к решению этой задачи других. Одним словом, в результате прямых контактов с маэстро, была достигнута договорённость о встрече Майры с Доминго в Милане.
Чтобы обеспечить логистику этой встречи, мне пришлось обратиться к другому маэстро – Олжасу Сулейменову, послу нашей страны в Италии. Он нашёл людей из своего окружения, которые сопроводили певицу, уже в качестве будущей солистки Парижской оперы, и обеспечили беседу на итальянском. Так состоялась эта магическая встреча.
Результат встречи был великолепным: Доминго предложил Майре роль Жанны д’Арк в новой постановке на сцене Нью-Йоркской оперы! Можно было говорить о двойном успехе.
Но после этой встречи Майра странным образом изменилась и исчезла со сцены, не успев сказать спасибо всем, кто бегал вокруг исторического для Майры "саммита". Больше всех была удивлена мадам Морэн, которая была главным организатором этой судьбоносной встречи.
Время летит быстро. С тех пор прошло 15 лет, и наверняка мадам Морэн сегодня тоже взволнованно вспоминает историю первого знакомства Доминго с сопрано из Казахстана. Об этой истории вряд ли упоминала Майра в своих интервью, но я склоняю голову перед всеми французскими друзьями, которые проявили неоценимую помощь и содействие в продвижении Майры к заветной цели!
Особой благодарности также заслуживают усилия музыкального критика Эвы Руджери и просто невероятной любительницы оперы мадам Гассенбах. Но это уже сюжет другой истории.
Скромный "рахмет" и моей супруге, которая сопровождала Майру в качестве переводчицы на ее первые встречи с музыкальным коллективом Opera de Paris. Все они проявили благородство, оказывая услуги оперной диве без единого сантима. Эти услуги неоценимы в денежном выражении. Награда – приятные воспоминания и позитивные эмоции.
Подобные эмоции я недавно испытывал на большом концерте Димаша в Астане. Не сомневаюсь в том, что Димаш в будущем, как маэстро уровня Доминго, окажет содействие многим талантам. Благородство свойственно всем великим.