Вопрос о необходимости роста цен на бензин был впервые поднят в апреле этого года. Уже тогда было вполне очевидно, что упорство государства в сдерживании естественных причин для роста цен на топливо больше похоже на панику и страх, чем на опирающиеся на реальность и здравый смысл действия. Признать обстоятельства, в которых бензин должен стоить дороже, чем 125 тенге за литр, оказалось куда более сложным, чем решиться на девальвацию в полном объёме сразу. Апрельский тезис звучал так: "Стоимость бензина должна будет снова найти арбитраж, традиционно сложившийся в районе 50 центов за литр. Сегодня это 170-175 тенге. В России этот уровень уже пройден. Цена на АЗС народного АИ-92 в среднем – 33,45 рублей за литр, получается, если посмотреть в тенге, то она варьируется от 168 до 175 тенге".

Именно тогда была названа главная причина неминуемого роста цен на топливо. Казахстан закупает 4,5 миллиона тонн топлива, из которых 2,5 – это светлые нефтепродукты. Ожидалось, что будут проблемы у традиционных поставщиков, заводы встанут на плановый ремонт плюс всегда остаётся опасность экстренной остановки любого из наших заводов. Так вот, получалось, что с учётом доставки до "пистолета", пусть даже с минимальной маржой компаний поставщиков и АЗС, мы не укладываемся в допустимые государством пределы. Так что цена за литр должна быть минимум 135 тенге.

Тогда подобный прогноз воспринимался как утопический и даже подвергался критике со стороны некоторых экспертов. Даже министр энергетики в своих комментариях заверял что нет причин для беспокойства. Хотя для инсайдеров поводы для беспокойства были. В частности, для тех, кто знает, как работает рынок ГСМ и сколько государство теряет ежегодно, чтобы поддерживать иллюзию стабильности. По самым скромным подсчётам, прямые потери превышают более миллиарда долларов. Сколько теряют нефтедобывающие компании, которые обязали продавать на внутренний рынок нефть с дисконтом, вообще посчитать сложно.

Бензин – самый болезненный продукт для Казахстана, его цена – вопрос политический: как объяснить дорогой бензин в стране, которая продаёт столько нефти, когда в пример приводятся похожие государства, где топливо стоит копейки?!

При этом комментаторы стараются не замечать, что есть и другой пул стран нефтедобытчиков, где заправиться стоит баснословных денег – от 500 тенге за литр. Понятно, что в стоимости ГСМ при такой дифференциации главная статья – это налоги, но это из виду упускается.

Всё лето страна прыгала по горящим углям, болезненно реагируя на каждый тенге, добавляющийся на табло АЗС. Отменили государственное регулирование, но цена не поменялась. Связанные страхом кары небесной, игроки терпели убытки и не смели двигаться вверх. Дорогой импортный бензин и искусственно удешевлённый внутренний помогали ходить по лезвию банкротства.

Ранняя зима расставила всё по своим местам. Холод увеличил потребление и сформировал повышенный спрос. Резкий появившийся дефицит местного дешёвого горючего свалил хрупкий баланс. Цены поползли вверх. Те, кому запрещено самостоятельно принимать решения, стали отпускать бензин по талонам, ровно на столько, на сколько у них было местного товара.

При этом в первые дни аномального холода Канат Бозумбаев настаивал на своём: "Я не верю, что произошёл резкий скачок цен. В ноябре прошлого года цена за бензин марки АИ-92 была 127 тенге за литр, а сейчас составляет 130 тенге. На незначительных и мелких заправках эта цена доходит до 135 тенге, на "Гелиосе" – 129, на КМГ по 128 продаётся бензин. Поэтому, безусловно, мы не говорим, что цены будут сохраняться на прежнем уровне, мы живём в рыночных экономических условиях".

Правда, исходя из последних суждений министра, противостоять здравому смыслу больше нет ни сил, ни возможности, да и денег из бюджета на субсидирование, судя по всему, уже нет. Так вот, 21 ноября Канат Бозумбаев впервые озвучивает мысль о том, что "справедливая" цена на бензин марки АИ-92 в Казахстане составляет 135-140 тенге за 1 литр, правда, уточняет, что "в ноябре цена продержится на уровне 130 тенге за литр бензина марки АИ-92, если будет резкий скачок, то мы проведём совместную проверку с Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции". Так что никакой свободы у АЗС нет.

При этом министр признаёт, что импортозависимость по бензину в Казахстане составляет 30%, по дизельному топливу – 15-20%, авиационному – 70%, "поэтому российские цены, безусловно, влияют, вы должны понимать, что в России за 1 тонну оптовая цена ранее составляла $360, сейчас ожидается, что поднимется до $415 за тонну. Если возить в Астану бензин и реализовывать, он получится по 140 тенге за литр. Но у нас есть отечественный бензин и экспортируемый бензин", судя по всему, предлагая малому бизнесу продолжить маневрировать между доступом к субсидированному продукту и импортному.

В этих условиях все решения, предлагаемые Правительством, бессмысленны. Строительство четвёртого НПЗ – безумная и бездумная трата денег, особенно если учесть изменения в техническом укладе.

Ведь десять миллиардов долларов – это десять миллиардов долларов, 3,4 триллиона тенге, почти национальный бюджет, и это только начальная стоимость. Последняя модернизация обошлась в 6 миллиардов долларов, хотя изначально говорили про 3,5 миллиарда. Сколько полезного можно было сделать на эти деньги!

Гораздо дешевле было бы пересадить всю страну на новые электромобили, чем городить весь этот огород, а нефть просто продавать, озаботившись только нефтехимией, и то по случаю. Существующие мощности вполне могут обеспечить потребности в дизеле и низкооктановом бензине для коммерческого транспорта, что-то можно перевезти на газ. Просто представьте: в стране всего 2,5 миллиона автомобилей. Стоимость производства электромобиля 10-15 тысяч долларов. Денег, потраченных на реконструкцию НПЗ, хватило бы на 500 тысяч новых электромобилей. Если бы эти авто заменили бы все действующие такси, включая "бомбил", то потребление бензина сократилось бы минимум на треть. Объявив программу субсидирования покупки на 10 миллиардов долларов, как это делает сейчас ряд развитых стран, забирая старые авто и добавляя к сумме покупки нового 10 тысяч долларов, мы простимулировали бы замену миллиона авто.

Вот это действительно была бы уникальная программа. Сколько проблем бы решилось, сложно даже перечислить. Сократилось бы потребление топлива. В стране был бы смысл развернуть полноценное производство авто. Экология крупных городов начала бы улучшаться. Список можно продолжать, но главное, Казахстан стал бы первой страной, которая целью своей поставила избавиться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, от этого куда больше было бы пользы и внимания со стороны СМИ всего мира, чем от выставок, рекламных роликов и псевдоигр.

В завершение снова попытаюсь сделать прогноз. Справедливая цена бензина – всё-таки 160 тенге за литр, если исключить вмешательство государства.