Офицерам закон написан!
Недавно принятый в Казахстане Закон «О воинской службе и статусе военнослужащих» вызвал много вопросов у читателей «Мегаполиса», носящих погоны. Особенно новый документ «возбудил» тех офицеров, которым до выхода на пенсию осталось служить всего-то месяц-два. Дело в том, что по старому закону добросовестного военнослужащего нельзя было уволить из Вооружённых сил без предоставления его семье комфортабельного жилья. Сейчас же заслуженного офицера командиры могут запросто подвести под соответствующий приказ и оставить на улице без крыши над головой...
Средний размер военной пенсии подполковника казахстанской армии с выслугой 25 лет составляет 119 тыс. тенге. У полковников и генералов размер пенсии ещё выше.
В Минобороны утверждают, что все основные гарантии и льготы, имеющиеся в действующем законодательстве, сохранены и в новом законе и что изменения коснулись лишь «предельных возрастов, выслуги в воинских званиях, дисциплинарной ответственности и ротации военнослужащих».
– Предельные возрасты состояния на воинской службе повышены: военнослужащим старшего сержантского состава и подполковникам с 45 до 47 лет, полковникам – с 53 до 55 лет, генерал-майорам и генерал-лейтенантам – с 58 до 60 лет, – комментирует начальник департамента по работе со СМИ и связью с общественностью МО РК Михаил Чирков. – С вступлением в силу нового закона сроки службы сверх предельного возраста могут быть продлены только военнослужащим, осуществляющим преподавательскую, научную деятельность и имеющим академическую степень магистра, учёные степени или звания, научного и преподавательского состава. Относительно ротации военнослужащих – в прежде действовавших законах «О воинской обязанности и воинской службе» и «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» эти процедуры не упоминались, теперь же новый закон предписывает определить порядок ротации военнослужащих в Правилах прохождения воинской службы, утверждаемых президентом.
По словам Михаила Чиркова, сложности в проведении плановой ротации возникали не только из-за отсутствия правового регулирования.
– Проблемы с обеспечением жилья заставляли многих военнослужащих отказываться от перемещения на другую должность, поскольку необходимо было возвращать полученную квартиру или терять место в очереди нуждающихся в жилье и по новому месту службы вставать в очередь снова, – продолжает Михаил Чирков. – Проблемы с жильём влияли и на другие аспекты воинской службы. Социальная гарантия обеспечения жильём, в том числе по увольнении, и предоставления его в собственность путём приватизации приобрела декларативный характер ввиду невозможности её соблюдения в полном объёме. Теперь же по Закону «О воинской службе и статусе военнослужащих» лицам, у которых имеется право безвозмездной приватизации занимаемой квартиры, расположенной в закрытом военном городке, денежная компенсация будет выплачена в порядке и размерах, определяемых правительством. На период прохождения службы военные всех категорий, нуждающиеся в жилье, будут обеспечиваться им. Для гарантированного исполнения этой нормы новым законом вводится выплата целевой денежной компенсации за наём (аренду) жилого помещения до обеспечения служебной квартирой. Размер этой компенсации будет определять правительство, в расчёт будут приниматься средняя стоимость аренды за квадратный метр жилья по данным Агентства по статистике, количество членов семьи и норма предоставления жилья из госжилфонда. Само право приватизации остаётся только тем лицам, которые на 1 января 2013 года состояли на воинской службе десять и более лет в календарном исчислении, при этом выкуп жилья производится по его балансовой стоимости. Те же, кто к указанному дню успел прослужить пятнадцать и более лет, могут, прослужив ещё пять лет, достигнув двадцатилетней выслуги, приватизировать занимаемую квартиру безвозмездно. Всё это содержится в переходных положениях Закона «О воинской службе и статусе военнослужащих».
По словам начальника департамента по работе со СМИ и связью с общественностью МО РК Михаила Чиркова, высокий уровень социального обеспечения военнослужащих «делает воинскую службу более привлекательной и престижной, особенно для молодых людей, которые являются основным ресурсом для комплектования Вооружённых сил». Вместе с тем устанавливаются новые нормы в области военной подготовки лиц, поступающих на воинскую службу.
– Теперь обязательным требованием для поступающих на воинскую службу по контракту, за исключением женщин, становится наличие военно-учётной специальности, соответствующей воинской должности, и прохождение срочной воинской службы, либо обучение на военной кафедре высшего учебного заведения, или прохождение военной подготовки в специализированных организациях Министерства обороны, – разъясняет Михаил Чирков. – В соответствии с поручением Верховного Главнокомандующего ВС РК президента Нурсултана Назарбаева о более полном использовании потенциала гражданских вузов при подготовке военных кадров вводятся нормы о военных факультетах. Лица, обучающиеся на военных факультетах гражданских вузов, с предпоследнего курса будут являться курсантами и обладать всем предусмотренным объёмом прав и обязанностей военнослужащего. Также вновь вводится норма о присвоении воинского звания «лейтенант запаса» студентам, окончившим военные кафедры гражданских вузов (до этого выпускникам военных кафедр присваивалось воинское звание «сержант запаса»).
Между тремя законами: бывшим Законом «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» от 1993 года, Законом «О воинской обязанности и воинской службе» от 2005 года и принятым вместо них новым Законом «О воинской службе и статусе военнослужащих» от 2012 года, конечно же, имеются принципиальные различия.
– Новый Закон «О воинской службе и статусе военнослужащих» давно был востребован и даже при его некоторых недостатках создаёт основу для развязки в будущем гордиева узла в вопросах социальной защиты военнослужащих, – комментирует юрист полковник запаса Айболат Курманбай. – Важным моментом, на мой взгляд, является нормативное введение понятия «ротация». А то у нас ситуация такая, что даже на генеральских должностях в центральном аппарате МО РК и Комитета начальников штабов находятся люди, которые ни дня не служили в гарнизонах и их не заставишь отправиться послужить Родине в войсках. Надеюсь, теперь у нашего министра обороны Адильбека Джаксыбекова появится список обязательного перемещения засидевшихся в столице генералов и полковников.
– Айболат, у вас юридическое образование и солидный стаж службы в войсках. Офицерский состав неоднозначно воспринял нововведения, возведённые в ранг закона. Очень много недовольных, но в открытую сказать об этом военнослужащие казахстанской армии не могут. Боятся репрессий со стороны руководства. Но дыма без огня не бывает. Если есть недовольные и количество их значительное, значит, недоработки всё же имеются. На ваш взгляд, каковы они?
Айболат Курманбай
– В новый закон не включено положение предыдущего Закона «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей», указывающее, что государство гарантирует социальную и правовую защиту военнослужащих, обеспечивает им необходимый жизненный уровень, надлежащие условия службы с учётом её особого характера перед другими видами государственной службы. То есть закон как бы по «умолчанию» говорит: служи, мырза, но ничего мы тебе не гарантируем. К примеру, что касается жилья. Понятно всем, что вводимая новым законом норма, когда военнослужащим, которые на сегодня имеют выслугу менее 10 лет, выплата через 20 лет службы даже тридцатимесячного денежного содержания не позволит ему купить квартиру. Получается: вот тебе, товарищ, откупная, а там что хочешь, то с ней и делай? Неправильно составители и законодатели поработали в том вопросе, что правовую основу воинской службы стал составлять Трудовой кодекс. При этом важное значение имеет то обстоятельство, что в иерархии нормативных правовых актов кодексы стоят выше закона. Таким образом, при разрешении споров нормы кодекса будут иметь превалирующую роль, что, на мой взгляд, является неверным, так как воинская службы является особым видом государственной службы, а Трудовой кодекс регулирует не только сферу госслужбы, но и трудовые общегражданские отношения. Взять, к примеру, положение статьи 26 принятого закона о воинской службе и статусе военослужащих, прямо скопированного с Трудового кодекса, где говорится, что основанием для увольнения военнослужащего с воинской службы является его отсутствие на службе без уважительной причины в течение трёх и более часов подряд. Прослужил добросовестно офицер 20 лет в армии и по стечению обстоятельств впервые по объективным или субъективным причинам опоздал на службу. И что его увольнять из-за единичного случая, а армия должна лишаться специалиста, имеющего профессиональное образование и опыт, настоящего патриота?! Тогда давайте разбираться в формулировке «без уважительной причины»! Оказывается, понятие «уважительная причина» не определена ни одним нормативным актом и является образным выражением. Получается, что право применения этой нормы полностью будет отдано на откуп командирам и начальникам, а оно зависит от субъективного мнения «удобный или неудобный», «хороший или недостаточно хороший» подчинённый, который провинился дисциплинарно. Кроме того, подпункт 13 статьи 26 даёт право увольнять военнослужащих и по другим основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом. Получается, что служебные воинские отношения будут определяться трудовым правом. Нонсенс!
– Айболат, офицеров сейчас увольняют из армии без предоставления положенных квартир. В Актобе несколько случаев, в Алматы и Астане. Обещают их обеспечить жильём позже, но все понимают, что это не реально. Что это – просто командирская отмазка.
– Конечно, лично я считаю, что в новом законе должна была сохраниться норма предыдущего закона о статусе и социальной защите военнослужащих, когда военнослужащие, прослужившие 20 и более лет, не могли быть уволены из армии по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов без предоставления им и членам их семей жилых помещений по нормам, установленным законодательством. Да, бывший Закон «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» стал не только не соответствовать времени, но и тормозить развитие армии. Военнослужащие любой ценой, в том числе и по коррупционным схемам, старались служить в Алматы и Астане, где в первую очередь предоставлялись квартиры, а получив их, уже не соглашались служить в отдалённых гарнизонах, потому что не действовала система бронирования служебных жилищ и не было обязательной ротации. Получив квартиры, некоторые сознательно увольнялись по причине болезни, сохраняя их за собой. Всё это негативно отражалась на боевой готовности частей, на кадровой политике и психологическом климате в офицерских коллективах. Нормы об обеспечении жильём стали носить декларативный характер, а количество нуждающихся военнослужащих в жилье увеличивалось непомерно. В армию, в центральные органы военного управления валом шёл зрелый народ с гражданским, полицейским и прокурорским образованием без всякой военной подготовки из-за того, что только военнослужащим в нашем государстве гарантировалось жильё; к тому же пенсия полагалась после 12,5 лет непрерывной военной службы. Приведу пример. В 35-летнем возрасте появился в центральном аппарате Министерства обороны «пиджак», через 6 лет стал полковником, получил 4-комантную квартиру в центре Алматы и через 13 лет после призыва уже отдыхал со значительной пенсией на гражданке; при этом в оборонном ведомстве был на должности, которую могло бы занимать гражданское лицо. Знаю обратные примеры, когда профессиональные военные при выслуге 30 лет календарных не могут получить жильё. До тех пор, пока офицеры не научатся уважать и поддерживать друг друга, никто в социальных вопросах не наведёт порядок...
– Чтобы положение военнослужащих не усугубилось в связи с выходом закона, что-то надо сгладить подзаконными актами и улучшать дальнейшую нормотворческую работу, – говорит Айболат Курманбай. – Как минимум, год необходим для того, чтобы на практике увидеть, что теперь офицерам делать и в каком направлении двигаться...