Боевые машины пехоты (БМП) в ближайшей перспективе будут заменены на российские БТР-82 и турецкие «кобры» 90 года выпуска. Массовый переход с «гусянок» на «колеса», по словам наших военных, назрел давно, осталось только деньги для этого в правительстве «наскрести». Комитет начальников штабов в соответствии с новой военной доктриной тоже будет снова переименован в Генеральный штаб. Правда, случится это когда деньги для этого найдутся в бюджете страны...

Пока же «кобры» турецкой сборки по цене 800 тыс. долларов США за штуку поступают партиями примерно по 10 в год. На прошлой неделе новые боевые машины БТР-82 и БРМ «кобра» поступили на вооружение в столичную десантно-штурмовую бригаду, которой командует генерал-майор Алмаз Джумакеев.

– Для нас турецкая «кобра» в некотором роде сейчас даже лучше американского «хаммера». Недавно «американец» в снегу застрял, – улыбается комбриг. – «кобра» в Турции была испытана в боевых условиях. Говорят, очень хорошо себя зарекомендовала и в других горячих точках... Броня корпуса хорошо защищает от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Двигатель американской фирмы «Дженерал моторс» с автоматической коробкой обеспечивает машине высокую подвижность. Машина весом 6,5 тонны и объёмом двигателя 6,5 литра развивает скорость до 110-120 км/ч при расходе горючего 30 литров на 100 км по пересечённой местности. Запас хода машины составляет 600 км. У неё противоминная защита, днище, как у корабля, поэтому в случае подрыва экипаж практически на 80 процентов остаётся живым. К этой бронированной машине приспособлен отечественный пулемёт НСВП калибра 12,7 миллиметра, а не старый советский КПВТ. Турецкая «кобра» оснащена автоматической системой пожаротушения, откидным креслом для наводчика, для всех семи находящихся на борту человек предусмотрены ремни безопасности...

Hummer

Столичная десантно-штурмовая бригада получила примерно три десятка БТР-82, БТР-80К и несколько турецких «кобр». Алмаз Джумакеев подчеркнул, что БТР-82 – это одна из новейших машин, производимых Россией, и Казахстан первым в СНГ получил эту технику.

Другие военачальники пока более сдержанны в оценках поступившей в войска техники. Говорят, что «в общем и целом» бронированная «кобра», конечно же, неплохая. Только не надо её сравнивать с тем же «хаммером» или БТРом. Это совершенно другая ниша вооружения и военной техники. «Кобра», скорее всего, подойдёт для разведчиков, связистов, а также может быть широко использована в качестве командно-штабной машины (КШМ). А в диком восторге от них сейчас пребывают комбриги, скорее всего, потому, что в войска новой техники, как говорят, «в солидоле» давно не поступало. Время и служба в сложных горно-степных условиях расставит всё по местам. Мне приходилось водить и американский «хаммер», и турецкую «кобру». Впечатление они произвели неизгладимое. Что касается БТР-82А, то это всего лишь модернизация БТР -80А. Движок, правда, здесь посильнее. Вместо пулемёта – 30 мм пушка со стабилизатором. Управлять огнём стало легче и эффективнее, но революцией в ВВТ это назвать нельзя. Сделан пока всего лишь небольшой шаг вперёд. Сейчас в Спасске десантники Алмаза Джумакеева выжимают из этой техники «все соки». Несмотря на лютый мороз, отказов, осечек, поломок пока зафиксировано не было.

Смущает только одно обстоятельство: в Минобороны России, как минимум, на 5 лет объявили паузу в приобретении бронетехники у отечественных (россий­ских) производителей. Причиной называется «отсутствие новых технологических решений и современных разработок». Российскому производителю дали время на этот НИОКР. Вот и думается, а не поспешили ли мы с приобретением БТР-82А?

Казахстанские эксперты утверждают, что на международном рынке есть другие предложения по колёсной «броне». В очереди с пакетом предложений – немцы, финны, итальянцы, французы... Говорят, что сейчас как никогда очень нужна взвешенная военно-техническая политика, тщательный маркетинг. Потому министр обороны Адильбек Джаксыбеков на прошлой неделе произвёл «усиление» в своём департаменте военно-технической политики, «выписав» из Уральска директора оборонного предприятия 37-летнего Омархана Елемесова, который начинал деятельность в должности ведущего специалиста Комитета оборонной промышленности, затем был его председателем. Некоторое время Омархан Елемесов работал в НК «Казахстан-Инжиниринг», но после ухода Галыма Оразбакова не сошёлся характером с вновь назначенным Болатом Смагуловым.Известный российский оружейный эксперт, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов признаёт, что основные типы бронетехники, находящиеся на вооружении армии, – танки Т-72, Т-80,Т-90, боевые машины пехоты БМП-2, бронетранспортёры БТР-80, по сути, находятся на техническом уровне начала 80-х годов прошлого века. Даже стрелковое оружие – знаменитые «калашниковы» – уже не считаются современными, хотя всё ещё сохраняют свои первоначальные преимущества – дешевизну и надёжность.

– Пришлось уехать из Астаны в Уральск поднимать оборонный завод, – говорит Омархан Елемесов. – За год на ЗКМК сделал всё, что было в моих силах, чтобы приблизить предприятие к европей­ским стандартам... Я по образованию – технарь, металлург, как и наш президент. В 1991 году я поступил в политех потому, что хотел быть похожим на Нурсултана Абишевича... Департамент военно-технической политики создавался ещё при мне. Лет двенадцать я уже соприкасаюсь с оборонно-промышленным комплексом страны...

– Омархан Коптлеуович, как известно, новая метла начинает и мести как-то по-новому. Даже не мести, а выметать? Многие мои собеседники в МО РК предполагают, что от департамента ВТП теперь вообще останутся «ножки да рожки».

– Не правда. Если вы знаете мой стиль работы, то, наверное, заметили, что, где бы я ни работал, никогда не приводил за собой так называемых «своих людей». Всегда старался работать плодотворно с тем «материалом», который доставался мне по наследству от прежнего руководителя...

– Уральск поднять удалось. Что сейчас предстоит поднимать с колен в Астане?

– Не поднимать, скорее – подтягивать. Когда в стране царит мир и есть деньги для развития, почему бы не подтянуть наш ОПК? У нас на сегодняшний день, кроме ремонта бронетехники, нет, по сути, ничего. Плачевное состояние. Но это не беда ОПК. Когда создавались Вооружённые силы, всем было трудно. Сейчас они встали на ноги. Всё есть в государстве: и соцпакет солидный, и деньги. Сейчас надо подтягивать оборонную промышленность и продукцию надо осваивать такую, которая будет востребована не только в собственной стране, но и за рубежом. Да, надо постараться сделать трансферт технологий. На первых порах хотя бы сервисное обслуживание. Я могу посчитать себестоимость любой продукции, даже иностранной. Дайте мне немного времени осмотреться после длительного перерыва, и я отвечу на все ваши вопросы...

Пока Омархан Елемесов «собирается с мыслями» и осматривается «на местности», заместитель министра обороны генерал-майор Талгат Жанжуменов не соглашается с критикой президента и убеждает депутатов, что на протяжении последних трёх лет оборонное ведомство является единственным и самым крупным покупателем автомобилей отечественной сборки, в частности марки КамАЗ.

– Компания «КамАЗ-Инжиниринг», находящаяся в Кокшетау, входит 25 процентами акций в «Казахстан-Инжиниринг», и мы ежегодно покупаем до 400 автомобилей одной только марки КамАЗ. Это при годовой производительности в 500 автомобилей! – восклицает Талгат Жанжуменов. – На сегодняшний день вооружёнными силами завершается этап «камазизации», будем так говорить, отечественного производства, всей автомобильной техники Вооружённых сил...

В ряду примеров освоения в Казахстане новой продукции в МО РК назвали производство 125-мм танковых выстрелов, имитационных средств, прицелов, дальномеров, штабных машин, автомобильной техники на базе КамАЗ, тренажёров для подготовки экипажей боевых машин и отработки задач боевой подготовки. Кроме того, по словам Талгата Жанжуменова, отечественные предприятия обеспечивают в полном объёме все ремонтные работы и модернизацию бронетанковой, автомобильной, отдельных видов авиационной техники. В результате расширен спектр производимой на территории Казахстана продукции военного назначения, создан ряд совместных предприя­тий, чья продукция уже идёт на оснащение армии...

Как стало известно, в НК «Казахстан-Инжиниринг» сейчас вынашивает план, как на базе «ОМЕГА» совместно с Турцией создать производство разведывательных машин «кобра» с передачей Казахстану технологии. В этих же машинах заинтересована Россия, другие страны СНГ. Чтобы достичь ощутимого «экономического эффекта» от продаж «кобр» за рубеж, надо спешить, а не сидеть сложа руки. По линии МЧС в НК «Казахстан-Инжиниринг» прорабатывается возможность изготовления пожарных машин, в том числе и на базе танка. Много идей в НК «Казахстан-Инжиниринг». И одна громче другой. Пока же в хозяйстве господина Смагулова третью неделю работают представители Генеральной прокуратуры, а недавно зашла комиссия из финпола и канцелярии премьер-министра... Сам Смагулов, как говорят его подчинённые, «особо не переживает», а собирается в очередную командировку за рубеж. На этот раз Болата Смагулова ждёт Москва.

После возвращения из командировки «курировать» г-на Смагулова возьмётся вновь назначенный министром обороны начальник департамента военно-технической политики МО РК Омархан Елемесов, которого Болат Советович год назад «выдавил» из «Казахстан-Инжиниринга»…