Прямой эфир Новости спорта

Почему эффективность школьного образования в РК не превышает 50–60% и что с этим делать

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Эксперты называют ЕНТ мерилом качества отечественного образования. Но в Минпросвещения считают иначе.

В рейтинге лучших стран для образования, по версии US News & World Report, Казахстан занял лишь 71-е место из 78 возможных. Казахстанские школы уступают системам образования Гондураса (76-е место),  Панамы (75-е место), Кении (70-е место), Беларуси (64-е место) и Южной Африки (41-е место). Зато Казахстан опередил Зимбабве, Гватемалу, Камерун и Узбекистан.

Чтобы начать менять систему образования, необходимо определить, какие показатели качества брать за основу и что предпринимать, чтобы они росли. Одним из важных параметров могли бы стать результаты ЕНТ – единого национального тестирования, которое проводят в Казахстане на протяжении последних 20 лет.

Между тем на брифинге в СЦК вице-министр просвещения Едил Оспан заявил, что ведомство не рассматривает ЕНТ как оценку уровня образования в стране.

"Мы не готовим детей для сдачи ЕНТ, мы им даём знания. ЕНТ – это другой формат экзамена, где они сами дополнительно готовятся. Школы не готовят детей к ЕНТ, школы предназначены, чтобы дать ребёнку качественные знания", – резюмировал чиновник.

Корреспондент Informburo.kz выясняла, зачем нужно ЕНТ, по какой причине большинство школьников набирают чуть больше половины баллов при тестировании и почему Министерство просвещения не считает это проблемой.

Откуда взялось ЕНТ?

Единое национальное тестирование в Казахстане внедрили в 2004 году. Поначалу школьникам раздавали бумажные бланки, ответы в которые они вносили шариковой ручкой. В ЕНТ входило четыре предмета. У выпускников была всего одна попытка сдать тестирование, а вокруг некорректных вопросов то и дело возникали скандалы. Вопросы ежегодно дорабатывали, а минимальный порог баллов для поступления в вуз на гранты то увеличивали, то уменьшали.

В 2008 году количество предметов увеличили до пяти, а в 2021 году тестирование начали проводить в электронном формате. Теперь выпускники сдают три обязательных предмета (математическую грамотность, грамотность чтения, историю Казахстана) и два профильных (комбинацию выбирает ученик исходя из предполагаемой специальности).

Таблица с сайта Testcenter.kz

Теперь казахстанские выпускники могут сдавать ЕНТ пять раз в год. Тесты в январе, марте и августе предназначены для поступления в высшие учебные заведения на платной основе, в мае и июле – для участия в конкурсе на государственный грант.

Школьники едва справляются с половиной вопросов ЕНТ

По данным Минпроса, в прошлом году участники Единого национального тестирования набрали в среднем 73 балла из 140. В 2022 году этот показатель оказался на уровне 66 баллов, в 2021 году – 69 баллов, в 2020 – 67 баллов. Выпускники сдают ЕНТ всё лучше, но и сегодня в среднем отвечают правильно всего на 52% вопросов.

Экс-директор Национального центра тестирования Дидар Смагулов убеждён, что усреднённые результаты ЕНТ – это и есть показатель эффективности школьного образования. А чиновники, которые утверждают обратное, просто пытаются снять с себя ответственность.

"С помощью анализа результатов ЕНТ можно с точностью до темы выявить промахи. Если ученики школы № 5 постоянно ошибаются при расчёте логарифмов, значит, в этом учебном заведении плохо преподают именно эту тему. Поэтому позиция министерства мне совершенно непонятна. Если не ЕНТ показывает эффективность образования, то что тогда? В тесте есть только те темы, которые изучают в школе. Как только ЕНТ перевели в электронный формат и возможностей смухлевать не осталось, мы увидели реальные результаты. Пора признать, что эффективность системы образования находится на уровне 50–60%. Это больно, это сложно, это страшно, но это правда", – заявил специалист. 

В 2021 году ЕНТ в Казахстане полностью перевели в электронный формат. С этого времени школьники самостоятельно могут выбирать дату, время и место проведения экзамена. Благодаря видеонаблюдению списывать на экзамене стало практически невозможно. Цифровизация позволила обеспечить условия сдачи более комфортными, а результаты – прозрачными и доступными. 

В ответе на запрос Informburo.kz в Минпросе сообщили, что для повышения качества подготовки к тестированию в марте 2022 года ввели индивидуальный тематический анализ результатов. После завершения экзамена выпускники могут получить подробный анализ результатов ЕНТ и увидеть, по каким темам у них пробелы. Такой же анализ Национальный центр тестирования проводит в разрезе школы, района, области и республики. На основе этой информации министерство и должно "принимать меры для решения имеющихся проблем".

То есть, по логике вице-министра Едила Оспана, ЕНТ не рассматривают как оценку системы образования, но при этом именно на анализ результатов тестирования будут опираться при принятии решений. Звучит парадоксально.  

Каждый метёт по-новому

Основатель глобальной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch Нурлан Киясов добавил, что уровень образования в Казахстане не падает, а остаётся на прежнем уровне с 80-х годов прошлого столетия. Просто в вопросах образования весь мир идёт вперёд, а казахстанские школы продолжают топтаться на месте.

"Несмотря на внедрение ЕНТ, переход на болонскую систему и запуск сети интеллектуальных школ, в образовательной системе отсутствуют преемственность и системный подход. Министры меняются каждые три года, а новый метёт по-новому, сводя на нет инициативы предыдущего. Занимаясь популизмом и подражательством Западу, увлекаясь внешним фасадом вместо содержания, мы получаем слабую школу, которая лишь имитирует процесс обучения. Более 50% десятиклассников не обладают минимально достаточным уровнем функциональной грамотности ни по одному из направлений. А значит, в перспективе имеют повышенный риск безработицы, криминализации и социально обусловленных заболеваний", – подчеркнул эксперт в сфере цифрового образования.

Нурлан Киясов добавил, что, согласно исследованиям PISA, в рейтинге качества образования Казахстан находится около Марокко. При этом в стране есть очень смелые идеи по развитию образования. Но инициативы, хорошо работающие в других странах, в РК развиваются по худшему сценарию. 

По результатам исследования PISA 2022 года, Казахстан находится на 46-м месте по математической, 49-м по естественнонаучной и 61-м по читательской  грамотности. В рейтинге участвует 81 страна. 

"Пока в программах всех госшкол Гонконга внедряют уроки изучения ИИ, у нас играют в асыки, годами обсуждают, включать ли кумыс в школьное питание? Мы разрабатываем обновлённую программу, но забываем учить новшествам педагогов. Строим комфортные школы, но экономим на содержании.

Так, хороший образовательный проект "Комфортная школа" превратили из образовательного в строительный.

Из-за некомпетентности и страха отдельных чиновников брать на себя ответственность теперь развитием образования управляют строители",  – заявил основатель EdCrunch.

Эксперт напомнил, что школа – это не только предметное обучение, но и воспитательная работа, передача позитивных социальных установок, психологическая помощь в непростой период взросления. И если ЕНТ демонстрирует уровень знаний, то информационная повестка – уровень воспитания. 

"Когда наши родители видят детей только по выходным, а к школе относятся как к камере хранения, когда мужья бьют своих жён и требуют сидеть дома без работы, откуда возьмётся развитие человеческого капитала?" – спросил Нурлан Киясов.

Внимание на учителя

Оба эксперта сошлись во мнении: образовательные успехи учеников напрямую зависят от уровня подготовки педагогов, а компетентность учителей – от работы профильного министерства и правительства. Поэтому любые усилия по обновлению инфраструктуры и улучшению материальной базы не дадут должного эффекта, пока методы подготовки учителей остаются архаичными. 

"Школы часто получали педагогов в результате двойного негативного отбора. В школы приходили худшие выпускники педагогических вузов (сложно назвать их вузами, это скорее уровень ПТУ), а в педагогические вузы поступали ради корочки и низкого проходного балла. И тут нет вины учителей, всему виной отсутствие в стране адекватной образовательной политики", – высказался Нурлан Киясов.

68% казахстанских школьников отмечают скучность уроков. То есть физически дети в классе, но эмоционально их там нет. Поэтому ключевая задача школы – удержать внимание и мотивацию учащихся во время учебного процесса, подчеркнул эксперт. 

Кто в ответе за выпускников

Как бы казахстанцы ни оценивали систему образования, ЕНТ по-прежнему остаётся главным вступительным экзаменом для абитуриентов. У завтрашних выпускников нет времени ждать, пока правительство приведёт дела в порядок. Поэтому эксперты советуют неравнодушным родителям не терять время, а самостоятельно заниматься образованием своих детей.

"Если раньше то и дело случались скандалы из-за некорректных вопросов по ЕНТ, то сегодня такой проблемы нет. Тест составлен исключительно по школьной программе, а вопросы ежегодно дорабатывают и совершенствуют. На сегодня это единственный прозрачный алгоритм оценки системы образования в Казахстане. Смухлевать не получится. Нужно готовиться", – заключил Дидар Смагулов. 

К сведению. Для дополнительной подготовки к ЕНТ в 2020 году Национальный центр тестирования запустил бесплатные онлайн-уроки. Занятия проводят в прямом эфире на YouTube-каналах образовательных центров. Например, на платформе Daryn online занятия проводят по вторникам, средам, четвергам и пятницам в 18.00. Также на сайте www.testcenter.kz размещены спецификации тестов по предметам, перечень учебников и варианты заданий. 

Новости партнеров